Лунная и Солнечная династии

Арии Индии. Лунная и Солнечная династии. Начало.

Сидя на пустынном берегу, там, где сливаются Аравийское море и Индийский океан, тревога и восторг охватывают душу. Тревога, потому что ты смотришь на последний кусочек суши, и кажется, что там дальше ничего больше нет, кроме океанской глади. И восторг, потому что никого больше нет на этой планете, лишь только ты, один на один с ревущей, безграничной стихией.

Вот так, глядя на великолепие и мощь природы, и появлялись боги на земле, и на небе, так слагались саги о героях. Пора и нам сложить одну.  Кто знает, сохранится ли она в памяти людской, или исчезнет как песчинка, слизанная прибоем. Итак,

01

«Узкая полоска песка взвивалась небольшой пологой горкой. По бокам её сплелись кустарники и топкое болото. Но сил осталось так мало, и ноги предательски увязали в белом песке. Это маленькое препятствие  казалось непреодолимым. Тысячи километров остались позади, годы лишений и борьбы. Борьбы с джунглями, людьми, богами, превратностями судьбы. Он не думал, что доживёт до конца этого путешествия, Он вообще мало думал, не потому что не умел или не хотел. А потому что не имел на это права, тратить силы, тратить энергию, необходимую на достижение цели. Он называл это дхармой. Его дхарма была идти. Не думая, не рассуждая, не отступая не перед чем. Идти вперёд, и только вперёд, чтобы не случилось. За спиной шло его немногочисленное племя, во всём рассчитывая на своего вожака, и он вёл его. Только вперёд. Если бы  хоть на минуту он позволил себе задуматься, что ждёт его, и его народ, что будет, когда он достигнет цели, что будет дальше, о том, что было позади, он бы сразу сломался. Поэтому не думал, поэтому не ломался. Сейчас бы его назвали фанатиком. Но он просто исполнял свою дхарму. Вести свой народ вслед за солнцем, туда, где покидает оно наш видимый мир каждую ночь. Вслед за белоконной колесницей Сурьи. И нести свою тайну, горькую ношу, которой владели все потомки его рода, начиная с  Икшваку.

Местные племена считали его колдуном, всемогущим и непобедимым. Он наверно бы усмехнулся, если бы мог позволить себе такую бесполезную эмоцию. Сейчас да, перед ним расступались и люди, и звери и джунгли. Но так было не всегда. Когда то давно, когда дед его деда впервые попал в южные широты, джунгли встретили его непроходимой стеной из ненависти и злобы. Они сражались за место под обжигающим солнцем. И никто не удивлялся, почему брахманы так мастерски владеют копьём и луком. И не только владеют, но и сами изготавливают их болотной руды несущие смерть наконечники стрел формы «зубы телёнка». Некому было удивляться. Эти дикари, исконные обитатели джунглей, никогда не видели ни меди, ни железа. Не видели дыма погребального костра, и не знали, на что способен гнев ария. Мы накрыли их тучей. Стрел, смазанных добротным ядом, заговоров, способных убивать и исцелять, и проклятий, точно попадающих в цель. Джунгли дрогнули и  отступили.

Теперь они источали тонкий аромат страха, почтительного и осторожного. Несведущие люди за глаза называли их бродягами. Сведущих, впрочем, было не много. Они хранили в памяти историю семьи Чёрных из Солнечной династии, браминов, владеющих оружием наравне с самыми великими  кшатриями. Бродяг, затерянных в южных джунглях, хранящих великую тайну, и великий ужас, способную стереть с лица земли весь арийский род. Каждый юноша из варны кшатриев и браманов, начинающих обучение, заучивал эту историю наизусть. Но им она казалась волшебной сказкой, мифом. Чёрные бродяги, несущие смерть и спасение арийским народам. Жизнь и смерть как две части целого. Как чёрное и белое. Они давно затерялись в непроходимых джунглях. Канули во времени, став героями легенд.

По правилам, им единственным надлежало употреблять мясо в пищу. Не брать учеников из других родов, владеть оружием, и не задерживаться долго на одном месте. Их удел был брести, находясь вне времени и пространства, сгибаясь от непомерной тяжести своей ноши.

-Кала, мы пришли? Тихо прошептал ему на ухо брат. Да, устало ответил Он. Готовьте ягью богам.

-А что это за рёв слышится, ста тысяч буйволов? Хуранья был бесстрашным воином, но, как известно «omne ignotum pro magnifico» (всё неизвестное кажется великим, Тацит).

-Это конец  земного пути, Хуранья. Кала сделал усилие и преодолел наконец песчаный бугор. Океан встретил их хмурым небом и неспокойной гладью. Кучку людей в немом восхищении. Разве можно передать словами чувства людей, впервые смотрящих не океан? Трата времени.

-Пришли, подумал Кала, впервые за долгое время. Конец пути, дхарма исполнена. Но привычка к действию взяла вверх. После ягьи надо строить шалаши, устраивать людей на ночлег, добыть немного еды, промыть раненых, сотворить оградительную молитву от дикий животных. У вождя много дел. Темнело, и свинцовые тучи предвещали дождь. Выстроившись в ряд люди провожали солнце по древней традиции. Но впервые они провожали его за океан. Следующий восход предвестит начало новой эры для рода Чёрных из Солнечной династии. Он привел свой народ к краю земли. Его предкам не в чем будет его упрекнуть. Дхарма исполнена».

02

Да простит меня читатель, за характерное длинное вступление. То, что вы сейчас прочитали, это отрывок из романа, романа про ариев, про их длинную, затерянную в тысячелетиях миграцию. Роман этот виртуальный (в значении не реальный), и к радости критиков, никогда не будет мною написан. Но сегодняшняя тема блога, навеянная путешествием на ГОА, позволила мне обнажить его призрак с благой целью. Мы с вами постараемся сегодня развеять некоторые совсем уж мифические положения, плотно навязанные ариям современными реалиями. Отделять зёрна от плевел та ещё работёнка, не завидная. Но нам, вы знаете это, не привыкать. Итак, читатель, в путь. Слава богу, Индия не Африка, никаких прививок делать не придётся. Пойдём налегке, надо держать места для сувениров свободными.

Мы хотим начать своё повествование с одного громкого заявления. На первый взгляд громкого. На второй вполне имеющее под собой логическое обоснование. Само громкое заявление прозвучит много листов ниже. Это чисто психологический ход, чтобы не шокировать неподготовленного читателя. Плавно подведём его к нашим выводам.

Из ведической литературы мы знаем, что индийские арии причисляли себя к двум династиям, Солнечной и Лунной. Зная приблизительную дату сложения Ригведы и Мхб, рассчитанную индийскими учёными, это 11-13 век до н.э., мы даже можем вычислить даты образования этих династий, проведя не сложные математические действия. Солнечная включает в себя 122 правителя. Если принять условно 30 лет за поколение, то получаем 3600 лет от первого предка, до последнего указанного потомка. Последний царь в этом списке правил в 4 веке до н.э. ( Сумитра  в Айодхье), а непальцы и буддисты продолжают династию ещё дальше. Если брать за поколение 25 лет, то цифра получится чуть меньше, поэтому округлим время возникновения династии до 3500 лет. Это середина 2 тысячелетия, время, непосредственно предшествующее образованию Махабхараты, её древнейших текстов. Будем мыслить концептуально. Для генеалогических задач существуют индийские исследователи, которые больше ста лет изучают историю родины. Они, на родном языке, давно уже сделали что могли в данном вопросе. У нас свои цели. Наша цель- это русская равнина, наша родина. Здесь мы как рыба в воде, тем более что речь пойдёт о могильниках Воронежской области. Но об этом чуть позже.

А вот на этом месте, про Махабхарату во 2 тыс. до н.э., исследователь-профессионал сурово сдвинет брови. И  с чего ты взяла, деточка, скажет он, что Мхб тогда уже существовала? Давайте развеем его сомнения, и проговорим ещё раз, почему мы может полагать существование самых архаичных текстов Вед так рано, и именно в середине, или даже начале 2 тыс. до н.э. Ещё раз, мы говорим о самых архаичных текстах, астрономического плана, календарного, и эпического, имея ввиду историю богов,  например о борьбе Индры со змеем.

Во-первых палео-лингвисты уже сделали всю работу за нас, и доказали, что тексты Вед содержат информацию о северных для Индии широтах, это широколиственные леса, берёзы и северная флора и фауна, медведи- волки- зайцы. Хотя медведи и волки в Индии есть и свои разновидности (медведи-ленивцы (губачи) и азиатские черные медведи, считаются самыми агрессивными в мире), и северное звёздное небо.

Второе – это миттанийцы, 17-13 век до н.э. Их соседи, педантичные хетты, записали и донесли до нас свидетельства существования Индры, Варуны и Митры. И не только, важным свидетельством был и язык миттанийцев. Ближе всего он к дардо — кафирской ветви языков. Переписываю эту фразу из Википедии, потому как не специалист в лингвистике, но тоже склоняюсь к этой мысли, исходя из датировок и маршрутов миграции. Дардо — кафирская группа считается первой, из выделившихся арийских языков, и самой архаичной. И мифология современных калашей, так же доносит до нас имя Индры, к моей радости. Он там далеко не главный бог, но имеет место быть. Что позволяет нам считать громовержца одним из самых первых богов, который вошёл в пантеон всех известных нам ариев. Сейчас я вам расскажу одну интересную историю про «калашей», дальше она будет не к месту, но не рассказать её было бы просто преступлением. Калаши поклоняются чистоте. Это одна из главных составляющих их мировоззрения. Как и у большинства арийских народов древности. Возможно, именно эта черта и позволила этим народам выжить в трудных условиях. Необходимость всё мыть и очищать. Особенно это касается Индии. Если там ничего не мыть и не очищать, наши европейские, не приспособленные организмы просто растворились бы в азиатских болезнях (Вспомним историю Махенджо Даро. После сильнейшего наводнения, которое заставило жителей покинуть свои города, на его улицах нашли трупы людей, погибших видимо от какой то инфекции. Это были не местные жители, мигранты. Многие считают, что это были арии, первая волна, которые пытались заселить обжитые места, но пали жертвой малярии или может бубонной чумы). Поэтому женщины калашей, внимание, каждое утро выходят из дома, и моют высокогорную трассу Памир. Мылом, порошком, не знаю какие именно чистящие средства там у них в ходу. Зачем спросите? Я нашла ответ на эту загадку в очень неожиданном месте. Переехав после свадьбы в семью мужа на соседнюю воронежскую улицу, я с изумлением увидела, как моя свекровь моет не только полы в квартире, но и в подъезде. На мой удивленный взгляд она сурово ответила: «Чтобы грязь в квартиру не несли». Так вот, друзья мои, женщины калашей используют такую же логику. Чтобы грязь не попала в дом, они моют дорогу. Выводы сами делайте, а нам пора вернуться к Мхб. Итак 3 факта позволяют нам полагать существование ранних текстов Вед уже в начале 2 тыс. до н.э., в районах юга Русской Равнины.

1-палеобаотаническое-палеолингвистическое исследование Ведических текстов.

2-Существование сформированного пантеона богов у миттани и у нуристанцев, в дардо-кафирских языках.

3-Некоторые погребальные обряды культур ранней бронзы на территории РР.

2. С этим вопросом мы определились, и переходим непосредственно  к ДНК-генеалогии. Из данных днк-генеалогии, которые основываются на ДНК-исследовании индусов, 2004 (1871 человек) и 2009 (132 человека) годов, и др., мы знаем, что в Индию пришло несколько родов ариев, или по-научному нисходящих снипов субклада Z93 гг R1a. Это снипы Z2123,  L657, Z94,  и единичные Z282. Посмотрим на дерево гаплотипов, приведённых А.А. Клёсовым в статье «Современные прямые наследники ариев и скифов» на сайте Переформат.

03

«Дерево 43 гаплотипов Индии, Пакистана, Ирана, Афганистана, Непала (в 67-маркерном формате) гаплогруппы R1a, субклады L657 (18 гаплотипов), Z2123 (9 гаплотипов), Z94 (7 гаплотипов), Z282 (один гаплотип), R1a без глубоких субкладов (недотипированы, 2 гаплотипа). Нет необходимости поименно указывать субклады, так как они все на дереве перемешаны. Еще 6 гаплотипов образуют «молодую» афганскую ветвь в верхней правой части, с общим предком 1080±225 лет назад. Общий предок дерева (за вычетом молодой ветви) жил 4600±490 лет назад. Список гаплотипов из баз данных и публикаций представлен И.Л. Рожанским».

L657

Z2123

Имеющий уши да услышит, имеющий глаза соответственно. Если снип Z2123 отмечен ещё на русской равнине, и найдён в ряде археологиеских культур в виде палеоднк (андроновская, синташта, срубная), то второй снип L657 является чисто азиатским, и пока не найдён на РР в статистически значимых количествах. Приведём краткое описание субкладов, родственных тем, что существуют у современных индусов.

Снип R1a-Z645 был найден в ископаемых ДНК в потаповской археологической культуре (Самарская область) с датировкой 4050±150 лет назад;  в андроновской археологической культуре (Алтайский край, 170 км к востоку от Барнаула) с датировкой 3400±70 лет назад;  в синташтинской культуре, с датировкой 4000±115 лет назад (по некоторым данным, там найден Z645-Z93-Z2124-Z2123). Датировка в том же временнóм интервале была показана для ископаемых Z93 в срубной культуре  (три образца, все в Самарской области, археологические датировки 3500±300 и 3700±125 лет назад), для Z2123 в срубной культуре (Самарская область, 3700±125 лет назад), и в скифском захоронении (Самарская область, III век до н.э.).

R1a-Z94/L342.2. Этот субклад, родительский по отношению к L657, найден у современных жителей Британских островов, Германии, Болгарии, на Кавказе (Армения и Грузия), в Казахстане, Турции, Индии, Египте (во всех перечисленных странах – одиночные гаплотипы), а также в странах Ближнего Востока – Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Кувейте, Омане, Ираке, Сирии, Катаре, Бахрейне.

 R1a-L657. Cубклад R1a-L657 выявляется, в первую очередь, в Индии, Пакистане и Саудовской Аравии; понятно, что какой-то из них первичен, а второй перешел как следствие интенсивных морских торговых контактов в течение тысячелетий между Индией и Ближним Востоком. Одиночный L657 найден в Иране и в Алжире. На Русской равнине L657 пока не обнаружен, но есть два образца от современных жителей Казахстана. В Европе L657 тоже пока не обнаружен, и это косвенно свидетельствует, что этот субклад появился (примерно 4800 лет назад) уже на Русской равнине. На Ближнем Востоке он найден, помимо Саудовской Аравии, у жителей Кувейта, Катара, Бахрейна, Ирака.

 R1a-Z2124. Этот субклад является «параллельным» субкладу L657, и компания YFull дает ему ту же датировку образования 4800 лет назад. Субклад довольно редкий, наверное, потому, что он почти весь перешел в нижестоящие Z2122 и Z2123. Он найден в Польше, Башкортостане, и на Ближнем Востоке (в Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах).

 R1a-Z2122. Этот субклад, которые не происходит от L657, и является по отношению к нему как бы племянником, найден в Европе – Англия, Ирландия, Шотландия, Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Швеция, Польша, Россия (в Ярославской, Белгородской, Самарской областях и других регионах), Белоруссии, Украине, в Прибалтийских странах, в Татарстане, у карачаевцев и балкарцев, в Турции, Сирии, Саудовской Аравии, Кувейте, в Израиле и в Палестине.

 R1a-Z2123. «Параллельный» последнему субклад Z2123 прослеживается в целом там же, где обнаруживается Z2122. Z2123 найден у современных жителей Британских островов, Германии, Италии, Нидерландов, в Скандинавии, Испании, Польше, России (в Кировской области и в Крыму), Литве, Украине, в Новороссии (Луганская область), в Азербайджане, Иране, Индии и Пакистане, на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Ирак, Кувейт, Йемен, Бахрейн, Катар).

Как видно, снип Z2124 «параллелен» снипу L657, по имеющимся данным основному среди носителей арийской гаплогруппы Z93 в Индии, а снипы Z2122 и Z2123 – «параллельные», дочерние по отношению к Z2124. Но «основному» – это пока условно, поскольку, например, в базе данных IRAKAZ, в которой собраны тысячи протяженных гаплотипов гаплогруппы R1a, находятся 16 гаплотипов Индии и Пакистана субклада L657 и 7 гаплотипов субклада  Z2123 (в 67-маркерном и 111-маркерном форматах). Эта пропорция сохраняется при переходе к расширенной выборке Индии и Пакистана из 180 более коротких гаплотипов. Среди них 22 гаплотипа субклада L657, 10 гаплотипов Z2123, 8 гаплотипов Z94, один гаплотип Z282, и остальные 139 гаплотипов определены просто как R1a.

При расширении выборок до сотен, тысяч и более, это соотношение может измениться. В то же время в Индии и Пакистане пока не найдено субклада Z2122, «параллельного» Z2123, и найден всего один гаплотип Z282, родительский к Z280, основному (по численности) субкладу этнических русских. Интересно посмотреть, откуда субклады гаплогруппы R1a, показанные выше, прибыли на Русскую равнину и стали срубниками, андроновцами, синташтинцами, перешли в Иран и Индию, прошли в Зауралье и далее на Алтай.

04

Ребята, если вы не очень хорошо ориентируетесь в лестницах субкладов, ничего страшного. Чтобы не запутаться, вам достаточно запомнить одно предложение, именно вот это: «…находятся 16 гаплотипов  Индии и Пакистана субклада L657 и 7 гаплотипов субклада  Z2123 (в 67-маркерном и 111-маркерном форматах). Эта пропорция сохраняется при переходе к расширенной выборке Индии и Пакистана из 180 более коротких гаплотипов. Среди них 22 гаплотипа субклада L657, 10 гаплотипов Z2123,итд». Именно об этих двух субкладах и пойдёт речь дальше.

 z93-z94-z2124-z2125-z2123 (3900±500 л.н, датировка по снипам компанией YFull), для Z2123 в срубной культуре (Самарская область, 3700±125 лет назад)

z93-z94-Y3-L657( 4500 л.н.  датировка по снипам компанией YFull)

Самое главное для нас здесь является факт, что субклад Z2123 найден на РР, а L657 нет. И что «базовый» гаплотип индийского снипа Z2123 практически идентичен ему же на русской равнине, между ними всего 3 мутации. Поэтому мы так смело отождествляем его с территориями РР.

3. Итак, наше громкое положение, которое мы так хотели озвучить, та-дам!! Оно состоит в том, чтобы считать носителей снипа Z2123 представителями Солнечной династии, а носителей L657 соответственно Лунной. Два рода — две династии. Возникает закономерный вопрос, зачем это делать, и какие задачи это может решить. Ответ, затем, что пора ретроспективно вывести индийских ариев из Индии, и привести их туда, откуда они начали свои миграции. Для начала хотя бы на Русскую Равнину. Если для нас, людей, занимающихся днк-генеалогией, этот вопрос давно открыт и закрыт, благодаря работам наших специалистов. То для остального мира, тут всё ещё покрыто тайной и мраком. Если кто-то из наших читателей смотрел фильм ВВС «История Индии с Майклом Вудом (2007) 1 серия», он возможно поймёт желание авторов приоткрыть завесу таинственности по вопросам миграции ариев. Начнём с того, что журналистами само существование ариев ставится под большим вопросом. Ведущий, явно стесняясь этого слова, три раза переспрашивает у работницы национального музея Индии, а кто написал эти Веды, тыкая пальцем без перчатки в священные писания. И в камеру так раз. Арии, говорит индийский историк. Арии?, спрашивает опять журналист, и опять в камеру стреляет глазками. Припев три раза. Короче не фильм, а триллер, судя по моим нервным затратам. Когда с наличием ариев всё же определились, стало совсем худо. Английские исследователи, совершив чудеса детективного искусства, доходят до Средней Азии, и находят там русского археолога с грузинской фамилией, который как раз производит раскопки. Рояль в кустах. Проведя с археологами ночь в палатках, выпив горячительного, наши исследователи торжественно ставят точку в индийской истории. Вот отсюда пришли арии. И пальцем так в небо, ой, то-есть в землю-матушку. У меня после просмотра этого фильма, кроме испорченных нервов, осталось два маленьких вопроса безответными. Как первая любовь. Во-первых, что это за конкретное место в Средней Азии? Она, то-бишь эта Азия, малость велика. Я уже не говорю про название археологической культуры, которая осталась инкогнито. Хорошо, что хоть показали захоронения в скорченном положении. Можно догадаться, что это либо андроновская культура, а может и срубная, и вообще русский археолог очень внятно на родном для меня языке говорил про зороастрийцев. Так, скорее всего это будущие иранцы тогда были, которые пришли на территорию Ирана ещё с ингумацией? Это был мой второй маленький вопрос. Зачем так уклончиво уходить от подробностей. Почему зрители после просмотра фильма должны гадать, а о чём он собственно был?

Поэтому я решительно настроена, увести корни солнечной династии на Русскую Равнину, чему существует достаточно и археологических, и днк-генеалогических подтверждений.

Начнём, с начала. Озвучивая этот вопрос в комментариях на сайте «Переформат» ранее, я в ответ получила критические замечание, что нельзя доверительно воспринимать мифологические тексты, и строить на их основании какие-либо предположения. Мы решили проверить себя, и обратились к истории иранских ариев, как к ближайшим известным родственникам индийских. Историки нашли на территории Ирана золотую пластину, на которой была написана генеалогия иранских царей.

05

Цитата из книги У. Кулликана «Персы и мидяне. Подданные империи Ахменидов». «Новое племя, происходившее от парсуа, вскоре одержало победу над южной ветвью персов в Парсумаше. Их вождем был Хакаманиш, прародитель, именем которого назвали линию Хакаманиша, или Ахемена, как называли его греки, а со времени его внука Ариарамны до нас дошла первая историческая надпись на персидском языке (выполненная клинописью), касающаяся Ахеменидов (рис. 17). В ней дается родословная Ариарамны, его брата Кураша (Кира I) и их отца Чишпиша (Теиспа) от Хакаманиша. Сам Теисп в этой надписи носит титулы «великого царя, царя Аншана» (Анзана) – эламское название для области, расположенной к северу и востоку от Суз в современном Хузистане. Возможно, имя Теисп совпадает с именем Теушпы, одного киммерийского вождя, упомянутого в летописи Ассархаддона 678 г. Термины надписи Ариарамны не оставляют сомнений: хотя эта территория была центром вотчины дома Ахеменидов, до времени Теиспа ее покорили далеко не полностью. Более того, Ариарамна многозначительно записывает, как бог Ахура-Мазда дал ему Парсу, страну «великую лошадьми, великую людьми», и тем самым впервые сообщает по персидски имя высшего бога арийцев. Своему брату Киру он дает лишь титул отца «царь Аншана», оставляя себе почетное звание «царя царей, царя Парсы». Неизвестно, при каких обстоятельствах после смерти Теиспа между двумя его сыновьями были поделены территории парсуа. Разделение, выраженное в этой надписи из Экбатаны, – если это действительно запись тех времен, а не более поздняя копия, – согласуется с титулами, приведенными затем в летописи Набонида».

семья ахеменидов

Мы видим 4 знака вопроса, вязанных с датировками, и всего 2 напротив имён, но в целом генеалогия иранских правителей достоверна.

Итак, если дотошные учёные сочли иранское древо, написанное в 600-х годах но н.э. подлинным, это даёт нам надежду, что и индийская генеалогия может иметь под собой реальную почву. Единственный пункт, который нам мешает, это древность индийского варианта, и как вытекающее из этого факта следствие, что родоначальниками индийских племён являлись непосредственно боги. Понятно, что когда-то и у богов были свои реальные прототипы, но время стёрло их имена для потомков.

Например, в истории Парашурамы (Солнечная династия), которого в священной книге Махабхарате неизменно называют господом Парашурамой, явно прослеживается мотив борьбы за власть кшатриев и брахманов. И браманы, как мы видим, одержали убедительную победу в данном «раунде». Мы не знаем, была ли реальная битва между варнами, но мы видим последующую историю индийских ариев, как историю, происходящую под контролем брахманской власти. Это священный закон рта (рита, указан в Рик-Веде), это власть священных царей, это обязанность царя, кшатрия, содержать множество браманов, и совершать военные походы на соседние царства, ради этого. И много ещё примеров можно было бы привести.

Но есть и прямо противоположные тенденции. Мы знаем из иранских легенд, что один из трёх мифологических братьев-основателей государства, Тур — воин, убил-таки своего брата-жреца Эрича. Собственно в честь убиенного, и было дано название стране, Иран. А нечестивые племена туранцев, потомков Тура, хоть и признавались родственными (не без паршивой овцы в стаде), но были всячески осуждаемы и изгоняемы. Посмотрим на источник, цитата из книги Алексеева «Скифы»: «В древнеперсидских мифах Траэтаона оставляет трёх сыновей — Сальма, Тоза и Эрича. Они являются родоначальниками отдельных сословий. Сальму даётся богатство, и его потомки занимаются хозяйством. Тоз — родоначальник воинов. Эрич же получает истинную веру и дар правосудия. Его потомки — цари-жрецы. С его именем, кстати, связывают иногда название «Иран». Братья из зависти убивают Эрича, за что прокляты и изгнаны отцом. Стоит заметить, что при всей схожести скифского и южноиранского мифов, в последнем победа остаётся за жреческим сословием. Более того, зороастрийские предания отразили и иное положение дел у кочевых соседей. Изначально родоначальник туранцев Тура считался сыном Йимы. Тем самым, кстати, признавалось, что у туранских племён продолжают править древние цари-воители, «парадата». Однако затем, в более поздних текстах, Тура был вставлен в родословную потомков Траэтаоны. Он стал, что весьма любопытно, потомком именно воителя Тоза. Наконец, в позднейших персидских переработках древних мифов никакого Тоза уже нет вообще. Тура, или Тур, становится вторым сыном Траэтаоны и непосредственным убийцей Эрича. Тем самым получают объяснение и кровная вражда иранцев с туранцами, и правление у туранцев (в том числе скифов) воинской касты паралатов».

И, видимо как следствие клановой борьбы за власть, стало переворачивание асуров и девов на прямо противоположное от индийского вероисповедания. Можно было бы предположить, что религиозная революция произошла ещё до разделения иранских и индийских будущих племён, а возможно и явилась поводом для их разделения и расселения. Но тут, наш читатель мы вступаем на шаткий путь домыслов, и предположений. Возможно, но недоказуемо. И пока это своевременно, мы приведём ещё один пример кастовой борьбы. Скифы, поздние генетические потомки части ариев, скорее всего именно туранцев, на каком-то этапе своего формирования, провозгласили военную диктатуру паралата, и благополучно избавились от власти жреческого сословия, которого мы у них не наблюдаем ни в каком виде. Либо изначально сформировались без него, как наследники воинского сословия. В любом случае никаких священных царей, власть которого ограничивают жрецы, мы у скифов уже не наблюдаем. Поклонение священному мечу, и шаманы-прорицатели властвовали в середине 1 тыс. до н.э., над степями от Монголии до Крыма. Данная модель родовой организации оказалась долгожителем, хотя и не сможет сравниться с привилегиями, отвоеванными  Парашурамой, которые так или иначе живы в  современном индийском мире (касты в Индии отменили только в 1964 году, но многие пережитки живы и по сей день).

Итак мы решили, что приведённый выше сценарий возможен, но не доказуем. А что же тогда доказуемо? Что именно из индийской генеалогии мы можем подвести под стройную базу доказательств? И что вообще в данном контексте может служить доказательством? Есть один археологический факт, друзья мои, который описан в Ведах, но который никогда не происходил на территории Индии. На который я позволила себе намекнуть в своём, не существующем романе про арийские миграции. И который позволяет по-новому взглянуть на арийское вторжение в Индию, и приводит нас к обоснованию совершенно другого сценария. Заинтригованы? Но если я приподниму завесу тайны, сюжет моего романа потеряет всю затейливость и остроту. Видимо всё же не судьба ему быть написанным. И не встретит меня Маргарита с Мастером, гуляющие по тропинкам своего сада. Всё на благо науки, друзья, всё ради неё. Ars longa, vita brevis est (лат), как известно.

Ещё в далёком 1986 году увидела свет работа воронежских археологов, посвященная древней истории нашего края. Ссылку на неё вы увидите в списке литературы ниже. Она написана для широкого круга читателей, простым понятным языком. В числе прочих фактов, в ней рассказывается о Павловских и Власовских захоронениях среднедонской катакомбной археологической культуры 28-20 веков до н.э. Мы приведём объёмную цитату, чтобы не искажать источник. А потом обсудим полученные данные.

«Чрезвычайно интересны находки на Павловском могильнике жертвенных сооружений, оставленных племенами местной катакомбной культуры позднего ее этапа (середина II тысячелетия до н. э.). Они представляют собой или одиночные круглые ямы, или системы из двух круглых ям — большой (диаметром до 2 м) и малой (диаметром до 1 м). Располагаясь на погребальном памятнике, они не связывались с каким-либо конкретным погребением. В больших ямах сохранились остатки жертвоприношений различных животных: коня, крупного и мелкого рогатого скота, а также черепахи, а в двух из них — расчлененные на части костяки молодых женщин и фрагменты черепов младенцев еще утробного возраста. Поразительно сходство павловских жертвоприношений с ритуалами древних ариев. Согласно древнеиндийским письменным источникам, брахманские предписания определяли важность жертвенных объектов по ранжиру: человек, конь, бык, баран, козел, а затем и… черепаха!

Существовавший в древней Индии обряд пуруша-медхи предполагал человеческое жертвоприношение, главным образом девушки, с целью вызвать плодородие. В павловских жертвоприношениях символика плодородия более выражена: обе молодые женщины, принесенные в жертву, готовились стать матерями. Жертвы были расчленены на три части. Невольно возникает ассоциация с оформлением трех сословных групп в обществе древних ариев Индии. В «Пуруша-сукте», известном гимне Ригведы , есть такие строки:

Когда Пурушу расчленили,

На сколько частей разделили его?

Что его рот, что руки,

Что бедра, что ноги называется?

Его рот стал брахманом,

Его руки сделались раджанья.

Его бедра стали вайшья,

Из ног родился шудра.

Пуруша — в древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я».

Четвертая группа — шудры (бесправное население) является порождением чисто индийским, тогда как три первых сословия — жрецы, военная аристократия, а также торговцы, ремесленники и скотоводы-земледельцы были известны еще в индоевропейской древности (первые этапы эпохи бронзы и еще ранее), а в индоиранский период (поздние этапы эпохи бронзы) такое деление общества уже вполне оформилось. Не исключено, что мифологический сюжет был распространен и в идеологии донского населения эпохи бронзы и имел свое ритуальное воплощение.

Из трех частей состоит и павловское жертвоприношение коня: головы, передних ног и шкуры. Обряды жертвоприношений коня также нашли отражение в древнеиндийских источниках (Кстати, в них повествуется, что в расчленении коня принимали участие три жены царя, представлявшие три касты: жрецов, воинов и свободных общинников). Оба типа павловских жертвоприношений являлись, вероятно, общеплеменными и сделаны с целью вызвать плодородие. В конкретных условиях плодородие могло зависеть от целого ряда причин, но главными факторами выступали одни и те же силы природы — солнце (огонь) и вода.

Некоторые ученые предполагают, что обряды жертвоприношений совершались племенем и при переселении на новые земли. Обряд отправляли на площади могильника, где одновременно прощались с предками — покровителями живущих, или задабривали рокшасов (злых демонов), обитавших, по представлениям древних ариев, на кладбище.

Тесно связаны с идеологией древних индоиранцев и такие признаки павловских жертвенных ям, как зола и угли — несомненное свидетельство жертвенных костров, отражение культа огня. Известно, что. в древнеиндийской религии бог огня Агни пользовался особо высоким положением, именовался «хранителем людей». Огонь жертвенного костра играл огромную роль в содержании культа Агни, он считался посредником между людьми и богами, поскольку в его пламени сгорали приносимые богам жертвы. Интересен и такой признак, как отсутствие в меньших ямах павловских жертвенников костных остатков. Но для чего тогда они? Может, и тут просматривается обычай древних индоиранцев сопровождать жертвоприношения возлиянием крови или священного пьянящего напитка — сома?

Изучение павловских жертвенников приводит к мысли о том, что погребения эпохи бронзы принадлежали трем социальным категориям людей. Те из них, которые сопровождаются головами животных, могли принадлежать жреческому сословию (но не воинам, как обычно считается); лопатками и передними ногами — воинскому, а бедренными частями — сословию свободных общинников. Это предположение, учитывающее наличие в языческих религиях тенденции антропоморфизации (наделения человеческими чертами) животных, требует дальнейших серьезных доказательств. Недавно проведенное исследование Второго Павловского могильника (раскопки В. И. Погорелова и М. И. Лыловой) подтвердили наши наблюдения.

В связи с этим же аспектом обратимся к катакомбным погребениям Власовских курганов, относящимся к первой половине II тысячелетия до н. э. Хотя они значительно старше Павловских жертвенников, но какая-то связь между ними все же есть. Дело в том, что власовские погребения имеют ряд специфических признаков, не встреченных в комплексе на других памятниках Донской территории. К ним относятся: забутовка глиной не только шахты катакомбы, но и самой погребальной камеры; совместное захоронение трех (дважды), четырех и пяти умерших; большой процент захороненных (включая детей) с вытянутыми черепами в результате прижизненной искусственной их деформации; сопровождение умерших головами жертвенных животных и большим количеством бараньих астрагалов; музыкальными инструментами в виде свирелей (дважды), рогового ударного молоточка и детали более сложного инструмента; наличие в погребениях курильниц (в пяти случаях)

Перечисленные признаки (а мы назвали наиболее яркие из них) в разных комбинациях характеризуют практически все катакомбные погребения памятника (менее 20). Могильник катакомбной культуры является весьма компактным и своеобразным. Что же может стоять за каждым из названных признаков и всеми вместе? Из десятков изученных на Дону катакомбных могильников забутовка камер ранее не встречалась. Власовские катакомбы не могли использоваться для подзахоронений. Даже коллективные захоронения совершены единовременно и вряд ли были семейными усыпальницами. Но трудно пока рассматривать власовские коллективные погребения и как проявление социального неравенства (сопровождение господина рабами или наложницами), поскольку почти все захороненные несут следы прижизненной деформации черепов (рис).

06

А это признак высокого социального ранга их обладателей. Вспомним, например, скульптурные изображения древнеегипетской царицы Нефертити и многие другие изображения, открытые при раскопках древних храмов и гробниц. Такая форма головы — привилегия знати, которая, обладая властью и богатством, стремилась выделиться из общей массы своим внешним видом. Добавим, что власовские коллективные погребения включают или взрослого с детьми, подростками, или только детей и подростков. А теперь о музыкальных инструментах. Прежде всего, о «свирелях Пана», состоящих из последовательно удлиняющихся восьми трубочек из полых костей крупной птицы (дрофы или журавля)

07

На памятниках среднедонской катакомбной культуры они ранее не встречались. А здесь их найдено сразу две! Одна свирель сопровождала с курильницей и многочисленными астрагалами мужчину с двумя подростками в забутованной камере. Вероятнее другое: свирель Пана и в погребении являлась атрибутом того, кем отправлялись религиозные ритуалы, а именно — жреца. Добавим, что подобные музыкальные инструменты распространены у многих скотоводческих народов вплоть до настоящего времени, но в погребениях простых пастухов они не встречаются. Надо полагать, что и другие музыкальные инструменты из власовских курганов тоже сопровождали представителей культа. В целом облик катакомбных погребений Власовского могильника позволяет характеризовать сам памятник как место захоронений привилегированной группы общества — сословия жрецов. Остается пока неясным, в какой степени родства находились совместно погребенные и все ли они умерли естественной смертью. Возможно, что были и обряды человеческих жертвоприношений, в том числе детей и подростков. Видимо, обычай человеческих жертвоприношений был более распространенным, чем считалось. Может быть, расчлененные захоронения — это не форма погребального обряда, а жертвоприношения, отражавшие культ плодородия. В роли жертв кровавого обряда могла выступать и какая-то часть зависимого населения, существование которого фиксируется на Дону еще с эпохи энеолита (парные одновременные разнополые захоронения). Такие обряды, а вместе с ними и сходное социальное устройство нашли свое место в срубно-абашевском обществе Подонья. На протяжении многих столетий здесь шел процесс складывания древнейших индоиранских групп, а около середины II тысячелетия они влились в широкий и мощный поток переселенцев, двигавшихся в восточном и юго-восточном направлениях и ставших затем хозяевами громадных пространств Малой Азии, Иранского нагорья, Индии. Связано ли с этим переселением и то обстоятельство, что катакомбная культура в Подонье довольно резко обрывается, но зато находит вдруг аналогии в материалах Казахстана и даже Южного Зауралья? В Казахстане, в Новокумакском кургане, например, выявлены глиняные сосуды, близкие донским позднекатаксмбным, а в Зауралье могильник Синташта включил целый ряд признаков, сопоставляемых с павловскими жертвоприношениями.

                                    ***                 ***             ***

В изучении идеологии и общественного устройства древних донских племен неожиданные результаты за последние годы принесли раскопки у хутора Мастище в Острогожском районе. Если подняться на средний из трех высоких меловых мысов, полукругом нависших над хутором, и повернуться к нему лицом, то взору откроется редкая по своей географической завязке панорама — долина, образованная слиянием пойм сразу трех рек: Потудани, Девицы и Дона. Отсюда в ясную погоду можно наблюдать открытые к северу пространства на десятки километров! Почти столь же широк обзор местности в западную и восточную стороны. Место удивительное, позволявшее контролировать большую округу с прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями, а также с водными путями во всех направлениях. На первом из памятников наряду с обычными для скифского времени находками стали попадаться обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры (как мы уже знаем, в определенной степени синхронных). Сразу же привлекли к себе внимание меловые камни, которыми оказался насыщен культурный слой. Дело в том, что на поселениях ни эпохи бронзы, ни скифского времени на Среднем Дону строительный камень до сих пор не встречался. Впервые для столь раннего времени (рубеж III и II тысячелетий до н. э.) в средней полосе России открыто святилище в виде каменного лабиринта, отражавшее общеевропейскую идеологию периода строительства мегалитических сооружений. Донской лабиринт мог быть и центром широкой округи, где проводились важные общественные мероприятия. Каково конкретное содержание этой идеологии, каковы ее слагающие звенья — вопрос, который, видимо, будет решен только в будущем. Сейчас в нашем распоряжении есть факты, позволяющие связывать остатки каменных конструкций обоих памятников с иванобугорским населением (рубеж III—II тысячелетий до н. э. и несколько позднее).»

08

Многовато конечно информации, для людей не привычных к археологическому слогу. Но оно того стоило, друзья. Мне хотелось, чтобы вы сполна прониклись атмосферой далёких 80-х, кто из нас тогда вообще слышал про ариев? Для того времени наверно очень прогрессивная работа была. И естественно, мне хотелось показать вам  мнение профессиональных археологов, причем даже не современное, а высказанное 30 лет назад, когда про ариев принято было говорить только шёпотом.

Сейчас мы своими словами, обобщенно воспроизведём ситуацию на Среднем Дону в промежутке конца 3-начала 2 тыс. до н.э., опираясь на вышеизложенную работу, и не только. Итак,

Датировки по Городцову:

раннекатакомбной (XXV—XXIII вв. до н. э.),

донецкой (XXIII—XX вв. до н. э.),

харьковско-воронежской или среднедонской (XXVIII/XXVII—XX вв. до н. э.),

ингульской (XXVIII—XX вв. до н. э.).

Следовательно, смена катакомбной культуры в бассейне верховьев Дона и Северного Донца срубной культурой произошла приблизительно в середине II тысячелетия, около XV—XIV веков до н. э.

Катакомбники приходят на Средний Дон с низовий Дона, в широком смысле с районов предкавказья, принеся с собой кавказский металл. Одни из самых первых в регионе РР катакомбные захоронения встречены в низовьях реки Кубань, где-то недалеко от Тамани. Оттуда эти племена расселяются в северном направлении, дойдя до средней трети реки Дон и Северный донец. Прошу заметить, никаких колесниц, всё пешком. С коневодством безусловно знакомы. Поставка кавказского металла впрочем скоро будет перекрыта, ответственность за этот акт возможно лежит на совести срубной а.к., но это будет не скоро, на дворе 28-27 век до н.э. Чтобы мы чётко представляли обстановку тех лет в Воронежский области, слева от катакомбников лежала вотчина ямников, севернее – абашевцев. И начались битвы великие. Свидетельств достаточно много, и стрелы в телах похороненных, и показательные разорения ямных и абашевских курганов, и ещё ряд аспектов, процитируем немного: «На враждебные отношения между племенами абашевской и катакомбной культур Подонья указывает и еще целый ряд признаков, в том числе отсутствие торговых связей. Все металлические изделия из абашевских памятников сделаны из меди, добывавшейся на восточных от Дона территориях, и ни в одном случае не найдено изделий из бронзы кавказского происхождения, какими пользовались катакомбные племена. Нет примеров и обратного порядка (хотя их и нельзя исключать в виде военных трофеев). Лишь ближе к середине II тысячелетия до н. э., на позднем этапе развития местных катакомбных племен частично происходит соединение традиций катакомбной и абашевской культур. Но в каких формах оно осуществлялось — пока сказать трудно. Может быть, делалась попытка объединиться перед общей опасностью? Ведь именно тогда на громадных пространствах Восточной Европы, включая и Средний Дон. формируется новое объединение племен. Оно включило население ряда археологических культур, получивших название «срубных» — по устройству деревянных срубов в могильных ямах».

Прошли годы, и достаточно агрессивные катакомбные племена всё-таки сдружились с соседями, кое — что заимствовав  у тех и других, и достаточно сильно повлияв на них в свою очередь. Места благодатные, излучина Дона, меловые горы, реки и чернозём. Видимо не малую роль в выборе места занял вышеуказанный меловой мегалит-лабиринт. Подобной святыни  на степных просторах РР больше нет. Как мы видим катакомбники пользовались им в ритуальных целях, как и иванобугорские племена. Самое главное, что даёт нам погребальная обрядность катакомбников, это ритуальные захоронение, их большое количество на небольшой территории. И их преемственность во временном промежутке от Власовского до Павловского могильника. Примеры сближения ямных, абашевских и катакомбных племён, цитата: «О наметившихся контактах очень важную информацию донесли до нас два погребения Власовского курганного могильника — замечательного памятника, расположенного — между долинами рек Вороны и Баклуши близ села Власовка Грибановского района (раскопки автора и В. Д. Березуцкого). Основная часть погребений могильника принадлежит племенам древнеямной и катакомбной культур, но есть здесь и несколько абашевских погребений. Но вот что особенно интересно. В одном из погребений наряду с сосудами и другими вещами абашевской культуры находились бараньи астрагалы (бабки передних ног), навершие каменной булавы и роговая пряжка, обычно сопутствующие позднекатакомбным комплексам. Своеобразным выглядит и набор вещей из второго погребения. Здесь стояли рядышком катакомбный и три срубных сосуда! К этому «ансамблю» примыкает каменное навершие булавы с четырьмя выступами, аналогии которому тоже можно найти в катакомбных древностях. Говоря о принадлежности сосудов разным культурам, мы имеем в виду не отдельные черты, а весь их облик, включая технологию изготовления, форму и орнаментацию. Следовательно, сосуды изготавливались не в одном месте или, по крайней мере, не одними руками. Вероятнее, этот комплекс появился следующим образом. Умер вождь одного из племен, снискавший авторитет своими усилиями в установлении добрососедских, а возможно, и союзнических отношений с неродственными племенами. В церемонии похорон вождя (не случайно в могилы положены булавы) наряду с соплеменниками приняли участие и представители других племен, отдав почести своей долей жертвоприношений. Как бы ни отличалось реально происходившее событие от нашего предположения, основной вывод остается в силе: история племен катакомбной, абашевской и срубной культур не только соприкасалась хронологически, но и в известной степени переплеталась».

Мы не забываем о женщинах, которых катакомбным племенам просто негде было брать, кроме как у соседей. В археологии горшки, как известно не люди, горшки — женщины, которые их изготавливали, и приносили свои технологии и обычаи в племя мужа. И именно эти связи, так сказать половые, издавна и смущают археологов, которые выводят из неродственных генетически культур друг друга. Эти связи культурные, которые заимствовались племенами вместе с женщинами. Поэтому катакомбники Дона не происходят из ямников. Так же как из ямной культуры не происходят андроновцы. Сейчас мы уверенно говорим об этом, потому что знаем палеоднк, знаем генетический состав племён. Генетический состав катакомбников пока не знаем, да. Это сложная культура, которая начинала с прямого трупоположения, сменив его на скорченное. Именно поэтому я говорю только о Воронежском варианте культуры. Которая показывает в себе многие черты жреческих ритуалов, отраженных в Ригведе, и сохраняет скорченное трупоположение, так характерное для носителей гг R1a времён бронзы на РР. Дело даже не в одном конкретном погребальном признаке, как например вытянутые черепа. Они встречаются сами по себе в разных местах, разных а.к., доживая до сарматов на РР. Дело именно в комплексе обрядов, которые больше нигде в подобном виде не представлен, кроме некоторых параллелей у андроновцев и синташты. Именно весь этот комплекс позволяет говорить, что катакомбные племена Дона были жрецами. Далеко не мне первой эта мысль пришла в голову. Погребальные обряды катакомбников просто не возможно интерпретировать по-другому. Здесь мы наблюдаем в первый раз так ярко брахманов, здесь мы наблюдаем в первый раз так ярко основу Ригведы. Здесь мы никак не наблюдаем выделившихся воинов, и их погребения. Эти брамины могли постоять за себя самостоятельно. И отвоевать своё место под солнцем в чужой культурно и языковой среде. И отвоевать настолько, что можно сказать не отвоевать, а подчинить. По-крайней мере в культурном смысле.

Мы подошли наконец к главному. А главное это Пурушамедха. Здесь заключена вся соль и основная интрига.

Пурушаме́дха (санскр. पुरुषमेध puruṣamedha IAST — «жертвоприношение человека») — ведийский ритуал принесения в жертву человека, описанный в Шукла Яджур-веде (Ваджасанея-самхита, адхьяе 30). Стихи описывают людей всех варн как привязанных к доле в жертвоприношении  и предлагаемых Праджапати.

Вы узнали наверно Википедию. Почему я делаю такой акцент на этом ритуале? Потому что современные учёные, особенно индийские, утверждают, что этот ритуал НИКОГДА не был совершён на территории Индии. И всё чаще звучат мнения, что это совсем и не ритуал, а как бы аллегория.

Как считает Мирча Элиаде: «Не вполне ясно, совершалось ли это жертвоприношение хоть когда-нибудь на самом деле. Оно описывается в целом ряде шраутасутр, но лишь в „Санкхаяне“ и „Вайтане“ жертву предписывается умерщвлять. В прочих литургических трактатах говорится, что в последний момент человека отпускают, а вместо него убивают животное. Особо следует отметить, что во время пурушамедхи декламируют знаменитый космогонический гимн Пурушасукту (PB X 90). Поскольку жертва отождествляется с Пурушей — Праджапати, то, соответственно, приносящий жертву уподобляется самому Праджапати».

Я, к своему стыду, не знакома с трудами этого румынского, французского и американского ученого одновременно. Я прочитала подобное утверждение в одной объёмной книге по индийской археологии. Ну что сказать, ничего себе аллегория. Именно поэтому я столько времени уделила цитатам воронежских археологов. Именно для того, чтобы показать, что Пурушамедха вполне себе существовал в период с 28 по 20 век до н.э., только не в Индии, а на территории РР. Не только в Воронежской области, конечно, встречаются подобные захоронения с расчленениями, и не только в катакомбной среде, но и у нескольких родственных культур. Я выбрала для примера один, хорошо изученный территориальный объект. Конечно, ритуал немного изменился, оброс описаниями и предписаниями, но пора бы уже открыто заявить о его реальном существовании у предков индийских ариев. Конечно для вегетарианской Индии, для философии о не причинения зла ничему из живого, достаточно дико говорить о расчленении беременных женщин. Но с другой стороны отметать традиции своих предков тоже не правильно. Смотря на людей, передвигающихся на мотоциклах и скутерах по дорогам ГОА в масках, закрывающих нос и рот, чтобы случайно не проглотить муху или жучка (джайны), мне конечно понятна реакция индийских учёных. Арии принесли в Индию кремацию, какая там Пурушамедха. С другой стороны археология индийская находится ещё в таком не развитом состоянии, скорее всего пока ещё не так много найдено, и нам предстоит ещё узнать много сюрпризов. Например, путь будущих ариев на Индостан, культуру серой расписной керамики Пенджаба, немного прояснили советские археологи. Следы её замечены на территории Афганистана, характерные захоронения. И открывали их именно советские археологи, а не индийские. Дальше пока путь закрыт, достоверной информации нет.

Для тех людей, которые не внимательно читали нашу археологическую часть, выделим конкретные части, которые нам позволяют говорить о Донских катакомбниках, как о ведических браминах-жрецах, заложившие ритуал Пурушамедха, и как следствие, именно среди них мы подозреваем родоначальников Солнечной династии. Именно эти поселения, и их традиции, сделали для меня историю Парашурамы, брахмана, истребившего всех кшатриев, современной этим древностям. Итак,

-Отсутствие колесниц, и выделенных захоронений воинов;

-Содержащиеся в одном захоронении, в больших ямах,  человек, конь, бык, баран, козел,  и черепаха;

-Расчленённые захоронение беременных женщин и их плодов, жертвы разделены на 3 части;

-Расчленённые захоронения коня: головы, передних ног и шкуры;

-Наличие пустых камер, как бы кенотафов внутри захоронения;

-Зола и угли в жертвенных ямах;

-Во Власовском могильнике: большой процент погребённых с прижизненной деформацией черепов; музыкальные инструменты; курильницы; забутовка камеры и совместные захоронения 3, 4 и 5 умерших; сопровождение умерших головами жертвенных животных и большим количеством бараньих астрагалов;

-И последнее, исход катакомбного населения с территории, занимаемой в течение 6 веков. Что в свою очередь могло обуславливать совершение Пурушамедхи, как прощального ритуала.

Ушли не только катакомбники, ушли и часть абашевцев и военизированная часть срубников. Катакомбные племена низовий Дона и Ставропольского края никуда не ушли, продолжили своё развитие. Кстати есть довольно яркое Ставропольское захоронение колесничего, вместе с колесницей, археологи датируют его примерно 4 тыс. л.н., пока более точной даты нет (пос. Горный, Петровский р-он). В найденной колеснице со скелетом лежала курильница и пест для растирания пшеницы. Курильница носила исключительно погребальный характер: в её небольшой кармашек забивалась конопля и раскуривалась при погребении (Сергей Мячин, автор раскопок). Основная часть подобных захоронений была на Маныче. Так что колесничие захоронения не редкость для южных катакомбников, в отличие от Донских.

09

Чуть позже, в 18-17 веках до н.э. в Малую Азию, почти синхронно приходят хетты (ок. 1680—1500 до н. э.) , и миттаницы (XVII—XIII вв. до н. э.). Хеттский язык анатолийской группы ИЕ, миттанийский-арийской. Маловероятно, что они пришли из одного и того же места, так как хетты фактически воровали у миттани строение колесниц, и приёмы коневодства. Но тем не мене, дорога у них была одна, через Кавказские горы. Нам ещё предстоит выяснить вопросы происхождения хеттов и миттани, но маловероятно, чтобы миттанийцы могли проскочить незаметно мимо южных катакомбников. Вероятность их культурного, лингвистического и технологического родства достаточно велика. Великие культуры Кавказа, куро-аракская (4-3 тыс до н.э., майкопская (середина- 2 часть 3 тыс до н.э.), либо её часть со скорченным трупоположением (многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане); северокавказская, ранний этап (17 век до н.э., скорченные трупоположения); кобанская, наследница северокавказской (15-10 век до н.э.), Триалети (14-13 вв до н.э., все они явились свидетелями, а возможно частично и  источниками арийских миграций эпохи бронзы.

10

Так что же наши Донские катакомбники? Их следы мы видим в Андронове и Синташте. Мы видим как анроновцы своими поздними этапами сползают через Казахстан и Узбекистан далее в Среднюю Азию, и растворяются во владениях БМАКА. Сама цивилизация Бактрии и Маргианы достаточно древняя (23-27 век до н.э.), и  имеет местные азиатские корни. Здесь же отметились ещё жители Хараппы и Махенджо Даро (найдёны печати), здесь многие века находился стык между севером и югом Евразии, между многими не родственными археологическими культурами. Нет и свидетельств существования единой языковой общности на всей территории Бактрии и Маргианы, пишут в Википедии. Скорее всего, так и было. Мощный очаг торговли характеризовал данную цивилизацию, и стекался сюда торговый люд со всех концов света. Судя по печатям,  даже письменность свою имели. Где то здесь, а больше им негде было пройти прошли и будущие индийские арии. Мы помним, что веточка курганов серой расписной керамики обрывается на просторах Афганистана. Где то здесь, носители снипа Z2123, которые несли с собой обряды Донских катакомбников, свернули в Индию. Где то здесь произошла их встреча с родственниками, носителями субклада L657, который никогда не бывла на РР в статистически значимых величинах. Какова тайна его происхождения? Пока не известно,  не будем строить догадок, время покажет. Скорее всего они раньше других попали в Азию, и эта ветвь гг R1a оказалась удачной в смысле продолжения жизни. Они не только выжили, но и смогли составить основу индийских субкладов. Видимо носителей снипа Z2123 было не так много, и у них был свой путь прибытия в Азию. Сложно представить ситуацию времён 3500 лет назад. Не будем забывать, что Z2123 был и остался весьма многочисленным на РР и в Зауралье. И многие века шла постоянная миграция  его носителей в азиатский регион. Как не вспомнить тут генеалогию Будды, яркого представителя солнечной династии, молодость которого протекала в княжестве Сакья, которой правил его отец, раджа Шуддходана, со столицей в городе Капилаваттху в 563 году до н.э. Что за  название княжества? Имело ли оно отношение к сакам, как таковым? Здесь нет ничего удивительного, так как территории, прилегающие к северной Индии, постоянно переходили то иранским царям, то местным правителям. Тут возможен любой сценарий. Но само отношение Шуддохана из Сакьи, и его первенца к солнечной династии, даёт нам маленькую поддержку в нашей версии о принадлежности этой династии к роду Z2123. Не густо да, но статистика днк-тестов неуклонно растёт, и рано или поздно у нас появятся продолжительные гаплотипы индусов из бывших каст. Тогда мы сможем узнать больше. А пока только донские погребальные обряды катакомбников и вот Будда, да ещё и скромно так Кришна. Ну кто ещё может похвастать такими именитыми «свидетелями в зале суда»? Кришне, точнее его индоевропейскому имени, его происхождению и наследию на Европейских равнинах, мы посвятили отдельную статью. Немного терпения. Просто для размышления любопытному читателю оставим о значении эпитета «чёрный» в арийской мифологии: Рама (вороной, чёрный); Кала- эпитет бога Шивы, чёрный (санск), Кришнамрига — чёрная антилопа, символ постоянного движения человеческого ума в руках Шивы; Кришна — тоже чёрный. Для гармонии Арджуна — светлый, Панду- бледный, светлый; Нандин — белый бык Шивы. Подумайте об этом (с),Кришна.

Кстати хоть катакомбники антропологически больше подходят на роль индийских ариев, за счёт своей доликоцефальности, в отличии от андроновской мезо и брахио. Но мы не можем утверждать, что именно потомки катакомбников вошли в Индию. Мы говорим о знаниях, которые вполне могли перекочевать в родственную среду. Так тоже бывает в истории. Не зря же основные центры Буддизма находятся в Китае, например, а основные христиане сейчас — это европейцы, а не иудеи Иерусалима. Мы наметили тонкую ниточку, которую пока трудно доказать на 100 %. Но которую не стоит упускать из виду. В любом случае нахождение следов погребальных обрядов, зафиксированных в Ведах на Среднем Дону, заслуживает пристального внимания. Обрядов, которые НИКОГДА не происходили в Индии. Это дополнительный плюс к миграционной карте арийских народов, которую обосновал А.А. Клёсов. Пока не существует археологических данных о приходе ариев в Индию так, как мы его себе представляем, этот приход. На боевых колесницах, распевая ведические гимны, светловолосые и светлоглазые арии ворвались в Северную Индию. Таких данных нет. Но если мы внимательно посмотрим на политику других арийских племён, лучше изученных, то мы ясно представим себе сценарий, более вероятный. У нас есть хетты, пусть не арии, но много чего у них заимствовавшие, и миттани. Сценарий простой. Пришёл малым количеством, захватил власть, и стал править. Пришёл, увидел, победил. Примерно так же и поступали катакомбники Дона, придя во вражескую среду, и добившись приоритетного состояния. В Ведах есть одна история, которая показывает нам времена, когда касты ещё не имели такого категорического значения с одной стороны, а с другой как браманы закрепляли свои гены в правящих династиях. Это история происхождения Пандавов и Кауравов. После смерти Вичитравирьи (кшатрия) его мать Сатьявати послала за своим первенцем Вьясой (браманом), чтобы тот по обычаю нийога (в европейской традиции — левират от лат. levir — деверь) ради продолжения царского рода зачал детей вдовам Вичитравирьи — Амбике и Амбалике. Из-за того, что Амбалика побледнела от страха, увидев безобразного лесного отшельника Вьясу, её сын родился белокожим и получил имя Панду («бледный»). Панду, сын Амбалики от Вьясы, официально является сыном Вичитравирьи. Известен как отец Пандавов. Дхритара́штра, слепой сын святого отшельника Вьясы и царицы Амбики, вдовы царя Лунной династии Вичитравирьи, отец Кауравов. Хотя поздние редакции Мхб позволяют нам сомневаться в архаичности этих сведений, но как демонстрация методов, применимых в древнем индийском обществе, вполне харизматичная история. И она позволила нам хотя бы раз за статью упомянуть лунную династию, хотя не раз, Ядавы и собственно Кришна с Баларамой, тоже к ней относятся. Тут применительно рассказать о соме и о Соме. В Ведах упоминается по меньшей мере три вида Сомы: Сома Павамана (Млечный Путь), Сома-Луна и растение Сома, содержащее сок-Сому. Сома-Луна, в свою очередь, имеет три ипостаси: Сома-светило, Сома — божество, владыка планеты и Сома — нектар, источаемый Луной. Ну ещё и Лунная династия, которая называется тоже Сома. Сому-напиток готовили из растения Эфедра. Известны около 30 видов эфедры в горных районах Евразии. Эфедра имеет самое высокое содержание эфедрина (до 3% в Ephedra equisetina). Хвойник хво́щевый (лат. Ephedra equisetina) —  кустарник рода Хвойник (Ephedra), семейства Хвойниковые, или Эфедровые (Ephedraceae). Горный кустарник, его размер от 0,2 до 4 м., с красными, мясистыми, шаровидными ягодами, растущий в горно-степном, горно-лесном и субальпийском поясе Кавказа заволжских районах юго-восточной Европейской части России, Западной Сибири, горах Средней Азии, Восточного Тянь-Шаня, Монголии, Китая. Произрастает Ephedra equisetina на высоте 1000—1800 м над уровнем моря, на каменистых участках, осыпях щебня и в расщелинах скал, где укореняется благодаря мощной корневой системе.

11

Это растение и сейчас широко используют в медицине, особенно в горных районах Средней Азии. Вот кстати в фильме ВВС про Индию, подробно и интересно об этом рассказывают, как они покупали его на базаре где то в Белуджистане. Маловероятно, чтобы степняки-арии были знакомы с этим горным растением. Это ещё один маленький штрих, говорящий о том, что Лунная династия — это местная династия, азиатская. Кстати Зороастр решительно запретил использование данного напитка. Вообще не глупый был мужчина. Провозгласив инцестные браки, он попытался закрепить быстрорастворяющийся в азиатской популяции генофонд. И ещё предсказал рождение Христа. Ну, точнее он предсказал рождение себя в 3-х ипостасях, но это уже детали. Мы запомним его благодаря первому в истории запрету на применение наркотиков, может и не первому в мире, но точно первому в арийской среде. А то понаделали курильниц. Я, совершенно не специалист по данному вопросу, но говорят, что наш, Донской канабис хорош только лыко из него вязать, в плане изготовления одежды. И не может сравниться с южными сортами. Будда употреблял марихуану, и его сподвижники считают это престижным делом. Ну ничего, Зороастр родится ещё раз, и наведёт порядок.

По тону разговора вы уже наверно поняли, что наше научное исследование подошло к концу, нам осталось только сделать выводы, закрепляющие материал. Итак. Мы считаем, что допустимо ариев Солнечной династии причислить к носителям снипа Z2123 гг R1a, а Лунной династии соответственно к L657. Фактами, позволяющие нам сделать такой вывод являются миграционные пути данных снипов, точнее сказать субкладов. Z2123 широко представлен на Русской Равнине и Зауралье, и имеет предковый гаплотип, всего на 3 мутации расходящийся с гаплотипом РР. Ритуальные погребальные обряды Донских катакомбников, и его разновидности в Синташте, отображены в ведических текстах, и уже не применялись на территории Индии. Именно этот субклад мог привнести в Ведические гимны информацию о флоре и фауне северных широт, и о карте звездного неба, а так же топонимы европейской части РР. Рассматривая датировки а.к. РР, правильнее говорить о предковых субкладах для снипа Z2123. Это мог быть и Z93, и Z94, итд, см лестницу субкладов. Весьма удивляет наличие в индийском проекте субклада Z282. Более европейский субклад наверно не существует на просторах Азии. Хотя если внимательно присмотреться, то вспомним, что северо-восточные соседи Донских катакомбников — Потаповская а.к. имела предковый для всех нас субклад Z645. Это показывает насколько широкие массы населения покинули РР в поисках лучшей доли.

 Арийский субклад L657, который образовался прим 4800 л.н., видимо очень быстро попал из Европейских широт в Азиатские. А может быть изначально его происхождение связано с Кавказскими а.к., и  вектор его миграции всегда лежал  юго-восточнее. В любом случае, мы ожидаем его встретить в зоне культуры серой расписной керамики Пенджаба и Белуджистана, которая на сегодняшний день признаётся наиболее вероятным кандидатом на роль ведических ариев. Но роль ведических ариев взял на себя снип 2123, влившись в общую массу культуры серой керамики, составив её элитарную фракцию. Это не значит, что основная масса населения не была знакома с ведическими богами. Пример миттани показывает нам, что это возможно. Но считается доказанным факт сложения Ригведы в 11-13 веках до н.э. в районах Пятиречья. И наш, северный снип 2123 дал этому процессу основной толчок.

Пока это просто версия. Палеоднк миттани и донских катакомбников очень помогли бы в её формировании. Время покажет. Насколько вески либо шатки наши основания, Вам судить. А мы хотели бы привнести ещё один маленький штрих. Про «трын траву» мы рассказали, а про зайцев нет. Царь Викукши, представитель Солнечной династии — известен также как Шашада («поедатель зайцев»), за то, что съел кролика во время шраддхи. Кролик, это более позднее отступление, а вот зайцы для Индии не характерны. Самые что ни на есть зайцы, заканчиваются в горах Средней Азии. Вероятнее всего он съел его где то на просторах РР. В некоторых источниках он назван внуком Икшваку. Это уводит нас на датировки 3500 лет от 4 века до н.э., то-есть датировки ещё РР. Так что, думаю с зайцем мы не ошиблись, это был заяц-русак.

В конце хотелось бы буквально пару слов посвятить Светлане Жарниковой. Без неё тема ариев РР будет не полной. Вклад этого учёного трудно переоценить. Я считаю её жизнь примером для потомков, примером борьбы за отстаивание своих интересов, борьбы и тяжелого труда.

Так вот представим топонимы Воронежской области времён катакомбников. Приведём небольшой отрывок из книги С.В. Жарниковой, посвященный воронежским топонимам. «В описании криниц пятитысячелетней давности говорится о реке Пандье, текущей недалеко от Варуны, притока Синдху (Дона). Как замечено С.В. Жарниковой — река Панда и сегодня впадает в крупнейший приток Дона — реку Ворону. По данным «Махабхараты» в стране древних ариев существовал священный город Варанаси — центр учености и столица царства Каши, то есть «сияющего». Как утверждает древний эпос, Варанаси (современный город Бенарес в Индии на р. Варане (Варуне))  был основан в глубочайшей древности, при внуке прапредка людей Ману, спасшегося от потопа. Само название города Варанаси произошло, по мнению исследовательницы, или от наименования рек Вараны и Аси, на которых и стоял этот город, или возможно, что оно происходит и от сочетания «вара-нас», что означает «круг (крепость) наш». С.В.Жарникова связывает происхождение названия г.Воронеж с древнеарийским Варанаси. Так, в «Махабхарате» указывается на существование в районе Варанаси ряда географических объектов, отсутствующих в Индии. Помимо реки Вараны («Великой Вороны» русских источников 14-15 вв.) возле Варанаси текли реки Аси, Кавери, Дева. У самого Воронежа и сейчас текут реки Усмань, Каверье, Девица. Недалеко от Варанаси находились водоем Вай-дурья («дурья» — гора) и горы Дева-сабха («сабха» — сопка). В Воронежской и Липецкой областях течет река Байгора, а холмы южнее Воронежа, у рек Сосны и Дона зовутся Дивногорье (Дивогорье – «божественные горы»)». Это лирическое отступление, для интересующихся.

Угадайте что здесь лишнее? Тиртха Кубера (совр. Каверье), Матхура ( совр. Матыра), Пандья (Панда), Варуна-Варанаси (Ворона, Воронеж), озеро Рама (Подмосковье), Уперта, Тульская обл. ( Упа, Рта), и Дон. Как в учебнике для младшей школы.

 Я всё понимаю про Синдху, Дон, но у меня есть своя версия. Дон, батюшка, это главная река региона. И древние катакомбники могли конечно называть его Синдхом, но опять же это название фигурирует применительно к нижнему течению реки. Не зря же греки сохранили до нас его имя Танаис. Корень «танай», для большинства ИЕ языков означает гром. Поэтому я думаю, что гром река, её среднее течение и называлась Индрой. Гром-река в нашем, среднем течении имеет весьма суровый характер, не то, что в южных широтах. Его вода очень холодная, и имеет очень быстрое течение. Купаться там можно, только будучи очень хорошим пловцом. Меня за пару секунд отнесло метров на 20, отшвырнуло можно сказать. Так что пусть он уже побудет Индрой, в моём большом воображении.

А мы переходим к обобщениям, которые в современном мире часто можно встретить касаемо ариев на просторах всемирной сети. Обобщения — суть заблуждения. Буквально пару слов, как обычно, разрушители мифов.

-Арии вышли 20 тыс. л.н. из Сибири, распевая ведические гимны.

Первые свидетельства ИЕ языка пока зафиксированы в Анатолии с датировками около 9 тыс. л.н. Не забывайте об этом.

-Арии вышли 20 тыс. л.н. из Сибири распевая ведические гимны, гоня перед собой стада коров.

Коров начали приручать где то недалеко от Анатолии, и явно позже 9 тыс. л.н. Дата 7 тыс. л.н. и то может быть завышенной. Про лошадей намного позже (5 тыс.л.н.). Колесницы самые ранние 3 тыс. до н.э. (район Кавказа?).

-Арии вышли…

Неолитические Балканские поселения даже не имели ограждений. В них нет выделенных воинских захоронений, как и жреческих. По видимому не было необходимости защищаться. Это большая металлургическая провинция. В каждом приличном доме фигурки женского божества, так же как и в Малой Азии. Начинается эра земледелия. Никаких следов ведического патриархата. В Малой Азии встречены рисунки с описанием «зороастрийского» погребального обряда (отделение плоти от костей хищными птицами, Чатал-Хююк,7 тыс. л.н. примерно). В Азии же встречаются первые кремации. На Балканах первые кенотафы. Археологи считают их земледельческим обрядом.

Первая культура, в среде которой могли возникнуть культы поклонения коровам, и которая лежала в местах образования будущих ариев, это культура линейно-ленточной керамики. С неё началось Триполье, и лесные культуры севера РР (Боян, и др.).

-Арии вышли…

Не все арии пели ведические гимны, большая часть про них просто не знала. Есть калаши (субклад Z93), как пример, имеют свой пантеон богов. Есть миграция «не ведических» ариев в Индию, отмеченная исследователями, которая состоялась чуть раньше ведических ариев. У И.Л. Рожанского на Переформате был комментарий, посвященной этой теме, но я,  к сожалению не смогла его быстро найти. Возможно, он даст нам на него ссылку, и мы узнаем подробности. Обобщения всегда условны, не надо это забывать. Есть смысл говорить о многих племенах арийского населения РР и др. мест. Которые представляли достаточно разрозненные родоплеменные образования, с разными векторами миграции. В Китай например, не забывайте про него. То же самое сейчас говорят о кельтах. Не было единого этноса кельты. Были разные племена со своей историей и языком.

-Арктическая прародина Тилака.

Я с большим уважением отношусь к труду Тилака. И его расчёты кажутся мне вполне разумными. Но он обладал весьма скудными знаниями мировой истории, в отличие от нас, современных. Поэтому читая Тилака, не забывайте про коров, и время их одомашнивания, и разные другие «мелочи». Факт сохранения в памяти людей астрономических явлений ничему не противоречит.

-И никаких храмов. На всём протяжении пути, во всех археологических культурах Евразии, нет никаких ведических сооружений, которые можно было бы принять за храм. Да и зачем они, если поклонялись рекам, солнцу, огню, и тд. Даже в индийской литературе написано, что ведические арии не строили храмы по приходу в Индию. Как и славяне-язычники, которые начали строить храмы лишь в 12 веке нашей эры (в районах Балтики чуть раньше, ок. 7 века н.э.). Я думаю надо пересмотреть вектор миграции архитектурных заимствований в обратную сторону. Из Индии, а скорее всего, даже больше Персии на север. Но об этом стоит поговорить подробнее.

В целом мы можем закончить на этой оптимистичной ноте, разве что скажем буквально пару слов,  про героя моего романа, и его племя, затерявшегося в самом маленьком штате Индии, ГОА. По замыслу автора, эта маленькая веточка Солнечной династии была прямым потомком катакомбников Дона. И именно они владели достоверными сведениями об истории предков. О месте начала миграции, берегах Дона, и о её целях. А тяжелая ноша, которой они владели, был обряд Пурушамедха, прощальный обряд. Если бы Кале, вождю племени пришло в голову его провести, то земля стала бы не пригодной для жизни, и всем ариям пришлось бы её покинуть. Это предполагало небольшой апокалипсис с эпидемиями и всяческими бедствиями. Поэтому все боялись данного события. А его потомки, Калы-Чёрного, продолжили дело отца, и около 2 тыс. л.н. дошли до Мальдивских островов в качестве светловолосых и голубоглазых рединов. Об этом вы можете прочитать статью А.А. Клёсова на Переформате (см. список литературы). Его дхарма, его долг перед предками сочли исполненным, и он попал на райские планеты, и больше не рождался.

12

Карта Индии 200 год до н. э.

А на нашей кухне сегодня рис! Так как Индия лидирует в первенстве по древности в окультуривании риса. И ещё мы попробуем что-нибудь вегетарианское, и палак панир. Еще традиционную индийскую лепёшку с чесноком. Купание в океане расходует слишком много сил. Кстати индусы, совсем не умеют плавать. И конечно же вкуснейший kofemilk, который варят видимо как какао, о чём свидетельствует противная молочная пенка. Поэтому его надо пить сразу горячим. И самое главное: ноу спайси плиз!!!

Для Вас старались сегодня Евгений Пайор, и Вероника Северная, так не патриотично променявшая Северный ГОА на Южный.

Р.S. Уже скучаю по следующей статье.

 Литература:

  1. http://pereformat.ru/2015/12/nasledniki-ariev/
  2. http://www.e-reading.club/bookreader.php/1006427/Edvards_-_Drevnyaya_Indiya._Byt%2C_religiya%2C_kultura.html
  3. http://minuvshie.ru/naputi4.htm
  4. Древнее ведическое сказание Рамаяна. 2-е издание, М.:Амира, 2014
  5. Персы и мидяне. Подданные империи Ахменидов. -М.: ЗАО Центрполиграф, 2010
  6. Курганные могильники раннесрубной культуры на Верхнем Чире (юг Среднего Подонья) — СПб.:Нестор-История, 2011
  7. Скифы. Исчезнувшие владыки степи. / Алексеев С.В. — М.: Вече, 2015
  8. http://pereformat.ru/2013/08/maldives/
  9. Гусева Н.Р., Жарникова С.В. Опыт расшифровки через санскрит названий водоемов русского Севера // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11480, 06.09.2004
  10. Виноградов С. Жарникова, «Восточная Европа как прародина индоевропейцев»
Реклама

Лунная и Солнечная династии: Один комментарий

  1. Хотелось бы добавить более обширный комментарий по этимологии топонима Воронеж. Для тех, кто сталкивается впервые с этим словом. Официальной версии, объясняющий это название нет. На сегодняшний день ни одна гипотеза не является достоверно аргументированной. Версия С.Жарниковой, приведённая выше, Воронеж от Варуна, имеет поддержу двух видных исследователей к А. Лазарева и В. П. Загоровского, которые предложили рассмотреть вопрос этимологического родства индоевропейских гидронимов Ворона (Россия), Вране (Сербия), Варна (Болгария), Варнов (Германия), Варроне (Италия), Варуна (Индия) в контексте их происхождения от индоевропейского корня *var, в значении «вода». А вот другая официальная версия, от мордовского «вир», лес, кстати поддержанная и Трубачёвым и Топоровым, не лезет просто ни в какие ворота. Во-первых вблизи ни одного мордовского либо финно-угорского названия больше нет. Да и откуда бы им взяться. Во-вторых над топонимом лес сильно бы поржали скифские, сарматские, печенегские и половецкие, и татарские и хазарские кони. Кони любят траву, они не любят хвою сосны. Нет тут никакого леса, и очень давно не было. Хочу вам рассказать данные, которые не вошли в статью. Мы исследовали геологию региона, и нашли один любопытный факт. Во времена среднего голоцена, с датировками 8-5 тыс л.н. (к сожалению точнее нет цифр) существуют пласты, говорящие о крупном лесном пожаре. Выгорела вся Тульская и Курская область. Представьте охват. А люди жили здесь в то время, ямочно-гребёнчатые племена, может даже их потомки волосовцы были свидетелями этого бедствия. Мы заинтересовались этим моментом в связи с главой в Мхб о сжигании леса Кандавы. И ещё есть интересные палеоботанические сведения. В 3 тыс до н.э., 5 тыс л.н. в нашем регионе наблюдалась сильная засуха. Степь дошла до Рязани, там найдены степные растения. И даже Владимирские болота осушились, трудно представить даже. Так что леса не было никогда здесь, даже то, что появлялось в периоды увлажнений никак не походило на московские или владимирские леса. Вот и выбирайте из этимологических версий, какая вам больше нравится. А самый большой «совпаденец» в этой истории, это деревня Синдякино. Вдумайтесь хорошо. Но это действительно совпадение.Название деревни произошло от её владельца, некоего барина Синдякина. Какой шут его занёс на берега Синда, и какова этимология его фамилии, конечно очень интересно. Привожу эти данные, потому что читала где то альтернативную версию, что племена Синдов переселились с юга в верховья Дона. Конечно нет, но совпадение красивое.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s