Погребальный блог. Поговорим о кремации

Наиболее интересен вопрос о времени и месте возникновения данной погребальной традиции. Однозначно мы видим, что палеолит широко не «знаком» с кремацией, и было бы логично искать её истоки в месте, где природно-климатические условия способствовали бы подобным погребальным инновациям. Процитируем одну из самых интересных диссертаций по погребальным обрядам Европы и Азии, сама работа в списке литературы.

«4. Погребения по обряду ингумации типичны для рассматриваемых культур, хотя имеются и некоторые исключения. В Гумелънице представлен только обряд ингумации. В тисаполгарской и бодрогкерестурской культуре, так же как и в предшествующей лендаелской (139, с.397), известны немногочисленные сожжения. В Триполье В имеется ряд погребений по обряду кремации, а в период СП он является единственным в северном (Днепровском) регионе. Этот факт, наряду с сильными типологическими отличиями всего комплекса памятников софиевского типа заставляет предполагать сложный путь формирования данной группы и не позволяет связывать их происхождение с классическим Трипольем по прямой линии (57, с.148).

Появление кремации в среде земледельческих культур Юго — Восточной Европы невозможно объяснить заимствованием, т.к. на соседних территориях этот обряд неизвестен. Видимо, следует считать его закономерным, хотя и редким проявлением сложного внутреннего развития. Этот тезис подтверждает недавнее открытие сожжений в халафской культуре (83).

Триполье : «Следующей ступенью в изучении погребального обряда явилось отбытие Софиевского, Чернинского, Краснохуторского и Заваловского грунтовых могильников на Днепре (124; 36; 50; 20; 56). Возникла возможность исчерпывающей характеристики днепровских памятников, благодаря чему они были разграничены с волынскими и объединены в самостоятельную локальную труппу позднего Триполья. В итоге зацепилось деление памятников на 6 территориальных групп: киево-софиевскую с обрядом кремации; городско-волынскую; южнобугскую; верхнеднестровскую; средне-днестровскую с обрядом ингумации в бескурганных могильниках; усатовскую с обрядом ингумации под курганами. При таком членении памятников не принималась во внимание двуобрядность Усатова, хотя первый грунтовый могильник был исследован еще в 1936 г. Наличие в Усатове бескурганных погребений, аналогичных комплексам Среднего Днестра, нарушало замкнутость отмечаемых авторами локальных групп. В монографии 1961 г. Т.С.Пассек делала особый акцент на культурном своеобразии позднетрипольских племенных групп, не уделяя внимания сходству обряда выхватинских и усатовских погребений, хотя отмечала сходство сопровождающего их инвентаря (103, сЛ53)»

Вернёмся к халафской культуре, в которой встречено некоторое число сожжений. Культура эта очень богата и интересна, и с учётом наличия мальтийского креста никак не совместима со свастикой. Ранее мы обсуждали этот вопрос подробно (см. Щербинина Вестник, в списке лит — ры), там где прямой крест (метка эрбинов?), там нет изогнутого (свастика). Но пока это только предположение. Расскажем подробнее про Халаф, дабы читатель имел представление:

Халафская культура (конец VI—V тысячелетие до н. э.)

Типичным поселением является поселение Арпачия, близ Мосула, тогда как в Телль Халафе, давшем имя культуре, керамика найдена нестратифицированной под более поздними постройками. Предполагается, что в этот период уже был известен металл, почему к нему применяют термин «халколит». Территория халафской культуры охватывает дугу между Евфратом и Большим Забом. Южные ее пределы достаточно хорошо определены, северные, возможно, доходят до гор Тавра, заходя в отдельных местах на плато дальше на север. Халафская культура была особенно мощным образованием, не имевшим ничего общего с хассунской или самарской (!!!). Возможно, она была создана пришельцами с севера, и ее первоначальная родина находилась в «Турецкой Месопотамии». По керамике различаются по крайней мере два основных варианта этой культуры: восточный, лучше всего известный в Арпачии и Тепе Гавре около Мосула, и западный, наиболее характерными поселениями которого являются Чагар Базар, Телль Халаф и Юнус Кархемыш, в Сирии. Каждый из вариантов имеет особенности в керамических формах и орнаментации, демонстрирующей три периода развития и растущего изящества.

Древнейшая керамика имеет сравнительно простые формы, среди которых есть уже «чашечки для крема»; она отмечена предпочтением натуралистического орнамента — здесь головы быков и муфлонов или полнофигурные изображения животных — леопардов, оленей, змей, скорпионов, птиц, онагров, а также людей; схематически передаются деревья, растения и цветы. На сосудах также часто помещались фризы из тесно расположенных прямых или волнистых линий, скоплений точек и кругов, что напоминает один из орнаментов лощеной керамики предшествовавшего периода, но такой же простой узор можно и сегодня встретить на медных сосудах, продающихся на базарах Ближнего Востока. Было замечено, что многие формы халафской керамики подражали металлической посуде: возможно, что такие древнейшие сосуды из металла существовали в этой замечательной цивилизации. Древнее производство металлических изделий в районе Диарбекира («Медная земля»), близ центра халафской культуры, несомненно, представляется очень важным и нуждается в исследовании.

Ранняя халафская керамика покрыта красной или черной росписью по фону абрикосового цвета и прекрасно залощена. В средний период изготовлялась керамика более сложных форм с кремовой обмазкой и заостренным отогнутым венчиком. Натуралистические мотивы исчезают, за исключением вездесущих букраний, которые становятся теперь более стилизованными. Типичный орнамент включает геометрические композиции, тщательно разработанные и уравновешенные, очень напоминающие ткань и составленные из изогнутых линий, лесенок, точек, солнц и звезд. В заключительный период на востоке делали большие полихромные «тарелки» с тщательно исполненной центральной частью в виде орнаментальной розетки и мальтийского креста, одни из самых выдающихся произведений керамического искусства Ближнего Востока.

Хотя керамика — самое замечательное достижение халафской цивилизации, для нее характерно и множество других интересных черт — архитектура, религия, резьба по камню, ткачество и торговля.

Хорошо известны особенности архитектуры халафского периода. Поселения состояли из двухкомнатных домов, расположенных вдоль мощеных улиц. В каждом доме было круглое сводчатое помещение и длинный прямоугольный вестибюль, возможно, с двускатной крышей. В виде такого деревянного дома сделана каменная подвеска. Эти дома сооружались на каменных фундаментах со стенами из неформованного кирпича, так как формованный кирпич в это время в Месопотамии еще был неизвестен.

В домах поселения Телль Турлу (к западу от Евфрата) найдены печи для выпечки хлеба, очаги и колоколовидные ямы для хранения, показывающие, что по крайней мере здесь описанные сооружения были жилыми домами, а не святилищами, как это предполагалось в отношении аналогичных построек Арпачии. Толщина стен наибольшей из них — от 2 до 2,5 м, сводчатые помещения достигают 10 м в диаметре, а длина вестибюля — до 19 м. Сводчатые помещения Юнуса имеют диаметр до 6 м. Единственным чисто прямоугольным сооружением

Арпачии была керамическая мастерская, найденная в верхнем слое. Однако святилище с бычьими рогами, найденное в Телль Асваде, на р. Балих, в Сирии, было прямоугольным. Круглые сооружения не известны ни в Киликии, ни в Сирии западнее Евфрата: здесь продолжает существовать прямоугольная архитектура. В Арпачии найдены скорченные захоронения с богатым инвентарем, включающим и глиняные статуэтки.

Носители халафской культуры были земледельцами: сотнями находят кремневые вкладыши серпов, заполированные в процессе употребления, и модели серпов из мыльного камня. Жители выращивали эммер и пленчатый двурядный ячмень, а в конце периода появляется шестирядный ячмень. Для получения масла, а может быть, и волокна выращивали лен.
Рисунки на сосудах свидетельствуют о высоком развитии ткачества, главным образом, видимо, шерстяных тканей. Наши представления о скотоводстве основываются более на статуэтках и керамике, чем на костном материале. Возможно, был одомашнен крупный рогатый скот, козы, овцы и собаки, похожие на салуки, но доказательства существуют только относительно коров и коз. Сам по себе культ быка еще не говорит о его одомашнивании. Напротив, огромные рога животных, изображенных на сосудах, свидетельствуют о том, что это дикий бык, служивший объектом поклонения как эмблема мужской плодовитости. Редкие изображения барана в той же функции имеют параллели в Анатолии.

Население продолжало заниматься охотой: найдены наконечники стрел и ядра для пращи. Сохранившиеся фрагменты охотничьих сцен изображают собак на привязи или быка, попавшего в ловушку. Зайцы, онагры, кабаны и многочисленные птицы, изображавшиеся на сосудах, несомненно, употреблялись в пищу. Многие натуралистические рисунки кажутся чужеродными для керамики, и по аналогии с Анатолией можно предполагать, что они копировали стенную роспись, остатки которой, однако, не найдены.

Если бычьи (букрании) и бараньи головы указывают на культ мужского плодородия, то многочисленные женские статуэтки (при отсутствии мужских), сидячие или скорченные, явно доказывают существование культа богини-матери. Как и в Анатолии, эти фигурки часто покрывались полосами и крестами, до сих пор считающимися в Анатолии символом плодородия. Статуэтки эти схематичны и примитивны. Другими культовыми символами были подвески в виде бычьих копыт (или фаллосов?) и бусы, имеющие вид так называемых двойных топоров; они, как и в неолитической Анатолии, изображались на сосудах или тканях.

Из мягкого камня вырезали многие другие амулеты: модели серпов и лопат для веяния, фигурки уток, модели домов. Из того же материала изготавливали квадратные или круглые печати с простым процарапанным орнаментом. Найдены каменные модели костей человеческой руки, но настоящими шедеврами являются бусы, пластинки и сосуды из обсидиана. Несомненно, использовали самородную медь и свинец, но формы глиняных сосудов, подражающие металлическим, свидетельствуют о существовании и более развитой техники.

Торговые связи были, очевидно, широкими и хорошо организованными: в халафских поселениях найден обсидиан из окрестностей оз. Ван и раковины из Индийского океана, доставлявшиеся с Персидского залива.
В свою очередь, халафская керамика известна в Тильки Тепе, около оз. Ван (возможно, это был халафский эмпорий), и в районе Малатии, богатом медью и золотом. Влияние халафского импорта проявлялось в керамических формах, орнаментальных розетках, букраниях и глянцевой росписи, бытующих от Персидского залива до Средиземного моря. Торговля, видимо, шла через посредников, но должна была контролироваться развитыми обществами на собственной территории. Никогда до этого ни одна культура не осуществляла столь широкой торговой экспансии.
Внимательный читатель, возможно, уже отметил значительное сходство между халафской культурой конца VI — начала V тысячелетия (на основании С14 даты для Арпачии ТТ8 — 5288 г. до н. э. и для конца Амука В в Угарите — 5450 г. до н. э.) и неолитическими и раннехалколитическими культурами Анатолии. Эти культуры прекратили существование в то время, когда халафская лишь начала развиваться, и приблизительно с начала V тысячелетия до н. э. центр технического и культурного развития переместился сначала на север, а затем, после падения халафской культуры,— на юг Месопотамии. Было бы соблазнительно рассматривать перемещение ближневосточного культурного центра к востоку не как случайность, а как результат упадка западных культур — Хаджилара и Западного Чатал Хююка. Без учета того факта, что выходцы с запада, скорее всего ремесленники, нашли себе новых покровителей на востоке, невозможно объяснить большое число «анатолизмов» в халафской культуре. Религия, культ быка, обработка металлов, ткачество, великолепная посуда, высокий уровень технического развития в целом не могут не напоминать подобные черты в описанных выше Чатал Хююке, Хаджиларе и Джан Хасане.

Предполагают, что конец халафской культуре положили пришельцы с юга Месопотамии. Расширение сети ирригации могло вызвать избыток носителей убейдской культуры, которые направились на поиски новых земель. Халафская культура была уничтожена или исчезла, по-видимому, около 4400—4300 гг. до н. э., но не без сопротивления, фиксируемого по крайней мере материальной культурой в отдельных местах».

blog01

Итак с  одной стороны мы видим отличия от Самарры, где мальтийский крест становится характерной меткой. С другой стороны есть Ганджи-Даре, где найдена гг R ( R2..?), мито U1a1. 8-7 тыс. до н.э. Первые свидетельства одомашнивания козы. С третьей стороны у нас Чатал-Хююк (8-7 тыс до н.э.), где впервые засвидетельствованы назовём их зороастрийские наземные погребальные традиции, которые вполне объяснимы именно климатическими условиями региона. А так же расписная посуда и многое другое, отмеченное в Халафе.

blog02

Ниже приводим две родственные европейские культуры, в которых так же встречены сожжения, они моложе халафа, но имеют местные глубокие корни. Балкано-карпатская металлургическая провинция.

1 Лендьель 4900—3400 гг. до н. э, приемница Линейно-ленточной керамики (накольчатой). ВенгрияЧехияСловакияЗакарпатьеПольшаАвстрияСловения.

2 Культура Тисаполгар.

Возникала на базе местных неолитических культур. Поселения почти не изучены.

4200-3500 гг. до н.э. В Словакии, ЮВ Венгрии, З часть Трансильвании, на Ю заходит в С Сербию. большие грунтовые могильники – до 15 погребений: Тисаполгар-Башатанья, Уйтелен, Лучка, Тибава, Вельке Рашковус,

Грунтовые ямы овальной формы, слабо скорченная поза. Наиболее богатые – до 20 сосудов, несколько десятков медных украшений. Мужские захоронения – с черепом свиньи или дикого кабана. В М погребениях – и наборы крупных ножевидных пластин.

Посуда чернолощеная. Единственное украшение – сосцеобразные конические налепы. На максимальном диаметре или в шахматном порядке. Конические, биконические, банкоообразные сосуды. Много горшков с открытым туловом с двумя петельчатыми ручками и цилиндрическим горлом. Банки на конических ножках. Очень редко – прочерченный меандрообразный узор.

Находки: дискообразные бусы, спиральные круглопроволочные перстни, круглые, полукруглые, из треугольных дротов. В могильниках  Словакии – золото – дисковидные нашивки. Топоры-молотки простейших форм.

 3 Бодрогкерестур. Там же, где и Тиссаполгар. Генетически связана.

3400-2900 гг. до н.э.

Известны 50 могильников. Тиссавалк, Ясладани, Феньеслитве.

Трупоположения в ямах, но поза – сильно скорчена. Ориентация на З. Мужчины – на правом, женщины – на левом. Новое явление – захоронение собак поперек ног М погребений.

Инвентарь: сосуды, металлические изделия, кремневые ножи.

Сосуды: т.н. «молочные крынки» высокие с петельчатыми ручками, тазы с такими же ручками, кувшины, пиксиды. «Крынки» — с орнаментом штампом. Сосуды на полой ножке. Плоские топоры, топоры молотки, зубила, шилья. Крестообразные топоры-тесла.

Схематичные изображения из золота – символы женщины. Кольцо – нижняя часть торса, наверх – трапеция с выпуклым орнаментом и сквозными отверстиями или налепами-грудями.

Находки говорят о местной обработке: набор кузнеца-литейщика – клад Cегед Силлер, литейные формы, кузнечный молоток, зубила, пробойник».

Какие мы сделаем выводы. Мы знаем о миграции с Малой Азии на Балканы, традиции расписной керамики, виды злаков и земледелия, итд явственно просматриваются. Но мы пока не находим на Балканах носителей гг R1a, именно  в тех районах, где им положено быть при таком направлении миграции. Или они прошли другой дорогой, или в другое время. В любом случае мы можем говорить о возникновении кремации в Малой Азии (Халафская а.к.), и о возникновении этой традиции на Балканах. Но строго говоря прямых данных, указывающих на заимствование, у нас нет. Сформировавшаяся Балкано-карпатская металлургическая промышленность видимо была не рада пришельцам. И судя по картированию самых ранних палеоносителей гг R1a, они не стали надолго задерживаться в Центральной и Южной Европе, либо обошли её, и надолго заняли север Восточной.

Кроме единичной ранней находки гг R1a на Украине 8 тыс л.н., все остальные, пока тоже единичные, связаны с северной частью Восточной Европы. Это «эрашки» Оленнего острова (1272), которые генетически связаны с бутовским населением, а это 9 -8 тыс. до н.э.; это ЯГК (1272), ямочно-гребенчатая к-и общность, истоки которой находятся в Восточной Прибалтике; это днепро-донецкая а.к., которая пришла на РР с территории Польши и её окрестностей, озерных поселений (Жижицкая), и наконец шнуровики (280), которые образовались где то в одном месте с ЯГК, районе Восточной Прибалтике, но лет на 800 позже (не являясь прямыми наследниками первой). То есть лесная часть Польши и Беларуси и есть то загадочное место, откуда выходили все а.к., содержащие гг R1a. И какая то часть того старого населения Европы (населения ЯГК), реликтовые ветви, живы в этих районах и по сей день (YP4141, YP1272). См. карту реликтов в списке лит-ры.

blog03

В какие времена и какими путями это население сюда проникло, пока сложно сказать. Судя по наличию разных линиий, возможно двумя путями миграции: ранним 9 — 7 тыс. до н.э., и поздним 4-3 тыс. до н.э. Хотя довольно сложно себе представить, что разные культуры с таким временным промежутком,  сошлись в одной точке. Второй вариант это постепенное развитие, не выходя за данные территориальные границы, всех ступеней от М420 до М198 и Z645. Две параллельные линии ничему не противоречат, так же как Z93 и Z280 дети одного предка. Так и снип 1272 и М198 дети предка М459. В первом случае мы имеем одинаковую дату образования между снипом 93 и 280, общие корни в языке и культуре, и поэтому мы говорим, что родительский снип Z645 жил в Восточной Европе, и его дети (внуки) вышли оттуда же. Не буду подробно расписывать, об этом уже много сказано. Но точно так же ясно, как белый день, мне видится подобная ситуация с реликтами РР (1272 и др.), найдёнными в палеообразцах тут же, на РР и вообще на европейском севере, и современными носителями линии М198, которыми мы и являемся. Датировки у них тоже одинаковые, 14000 л.н в ср.

Так где же жил общий предок двух этих ветвей М459? Вероятно там же, где и пошли его ответвления, то есть дети. 1272 на севере Европы, и М198 на севере Европы. Поправьте меня, если я не права. Можно предположить южный путь, учитывая наличие на Украине гг R1a с датировкой 9000-7000 ВСЕ, и для этого как раз существует рассетинская а.к., которая пришла в центр России с юга, но она никогда не заходила так далеко на север, как бутовская, и не могла попасть на Олений остров. Конечно по одному человеку, оленеостровскому сложно говорить про всю культуру, тем более такую обширную как бутовская. Возможно именно этот носитель R1a  просто пришел поохотиться на морского зверя. Вопрос с рассетинской культурой и ее отношением к бутовской не прост, есть много разных мнений. Я ссылаюсь на свой анализ литературы по этому вопросу, и делаю вывод, что бутовское население пришло на РР со стороны Прибалтики, частично смешалось в центре с рассетинским, но на севере сохранило свою однородность. Таблицу преемственности по а.к. РР приложу ниже. Поэтому, основываясь больше на археологии, и филогении гг R1a, я считаю, что ее носители попадают в северные районы Восточной Европы достаточно рано, 9-7 тыс до н.э. и проходят здесь весь цикл развития, от М420 до М198, включая ответвления 2172 и др. реликты. Это просто рабочая версия, пока не появятся новые данные.

Кремация проникла на север Европы довольно поздно, ранний железный век, точнее обосновалась тут (культура Полей Погребальных Урн, 1300 — 750 гг. до н. э.).  Проникла может и раньше, но спорадически. Да и у Андроновских племён она занимала очень незначительное место (петровский этап, федоровский). Андроновцев можно смело списать на местные азиатские традиции. Известно что эти племена пришли на территорию Казахстана. Откуда, мы пока не знаем. На рубеже 3 и 2 тыс. до н.э. хетты уже во всю кремировали, хотя это традиция скорее всего была перенята пришельцами с ИЕ языком у местного населения. Культура многоваликовой керамики (22-28 век до н.э.), которая повлияла и на развитие Греции и скорее всего,  маркирует движение ариев на восток, пользовалась скорченным трупоположением.

Так что есть все основания не связывать носителей гг R1a с первичными очагами кремации. Позднее Триполье, которое может смутить читателя, генетически не связано с трипольцами, рисующих свастику. Это были уже степняки, возможно и эрбины. Кремация широко вошла в традицию ариев уже в Индии, хотя и в Индии не везде есть леса, и как следствие не везде (даже сейчас) кремация распространена. К слову.

Во времена прихода ариев местное население хоронило по малоазиатской традиции скорченно (как в Иране, Гиссар, так и в северной Индии, куда родственное иранцам население забросила засуха), под полами дома, детей в глиняных сосудах, кстати у андроновцев Сибири тоже встречен такой случай.

Поэтому предки славян, германцев и скандинавов как потомков германцев, восприняли местную европейскую традицию со времён Лендьеля, Тисаполгара и Бодрогкерестура, а племена ариев местную азиатскую со времён Халафа. А случайно ли совпадение в 6 тыс. до н.э. между Европой и Азией, покажет время. Пока слишком смело было бы утверждать между ними связь, хотя конечно же хочется это сделать, да и археологи на это весьма не прозрачно намекают.

Предположим, учитывая обширные торговые связи халафцев, что вместе с их расписной керамикой в Европу проник такой способ погребения, как кремация. Произошло это во временном промежутке существования КЛЛК и её генетических потомков на территории Венгрии и Сербии. Допустим. Посуду уже никто не расписывает, но эта погребальная традиция прижилась. Кто знает, почему процент сожженных многие тысячелетия оставался во многих культурах не большим? Другими словами кого именно сжигали? Жрецов? Женщин? Больных? Колдунов? Институт жречества только только начал развиваться в Европе в эти времена, культ богини женского начала несомненен, и широко проявит себя еще в Триполье. Мы не знаем ответа на данный вопрос. В любом случае эта традиция прижилась в Восточной Европе, даже если она возникла независимо от халафа, это по большому счёту не так важно. Интересно, что оба потомка субклада Z645 (арии и протославяне, и др), постепенно перешли полностью на кремацию, только уже в разных концах света. Это не мистическое совпадение, это свойство культур как ариев, так и славян, обожествлять силы природы, в том числе огонь. Скажем так, это было прогнозируемо. А вот дата перехода на кремацию, одинаковая (в ср. 3500 л.н.), вполне мистическая…).

Аналитические данные  по археологическим культурам Севера РР. Эта таблица составлялась как шпаргалка, и в том числе для того, чтобы спрогнозировать наличие гг R1a в культуре ЯГК, работа велась около года, и планировалась большая статья на эту тему. Непосредственно на момент составления черновика были опубликованы данные о нахождении гг R1a у носителей ЯГК и Днепро-донецкой. Поэтому статья не состоялась, а таблица осталась. Может кому пригодится. А так же важные моменты из уже утерянных источников.

Археологические культуры_Страница_1Археологические культуры_Страница_2

В настоящее время нет оснований для однозначного ответа о происхождении бутовской культуры. Наиболее ранняя дата по бутовской культуре происходит с поселения Становое -IV Ивановской области 9850+-60 ( дата некаллиброванная — прим. мое) ( М.Г. Жилин. Хронология и периодизация бутовской культуры.
стр. 109-126, «Труды ГИМ»№103, М.1999), более ранние даты сомнительны».

Олений. «Най­де­ны тру­по­по­ло­же­ния в грун­то­вых ямах, ко­то­рые обиль­но за­сы­па­ны крас­ной ох­рой. 4 по­гре­бе­ния вер­ти­каль­ные в уз­ких ямах; ос­таль­ные – го­ри­зон­таль­ные, в т. ч. еди­нич­ные (116), двой­ные раз­но­по­лые (16) или жен­щи­ны и ре­бён­ка (3), трой­ные (3). Ори­ен­ти­ро­ва­ны в осн. го­ло­вой на вос­ток, пре­об­ла­да­ют вы­тя­ну­тые на спи­не, есть скор­чен­ные на бо­ку (в трой­ном по­гре­бе­нии № 55–57 два кос­тя­ка по­вёр­ну­ты ли­цом к цен­траль­но­му), ру­ки вы­тя­ну­ты или сло­же­ны на жи­во­те. 11 дат по­лу­че­ны в ла­бо­ра­то­рии Окс­фор­дского университета. Ре­зуль­та­ты под­твер­ди­ли ме­зо­ли­тич. ат­ри­бу­цию О. м. и да­ту – 6-е тыс. до н. э (.-олений остров)».

Льяловская. «И, конечно, нельзя без внимания оставить такой важный факт, как появление на Верхней Волге и в Волго-Окском междуречье практики захоронения умерших сородичей в грунт. Ничего подобного в этих регионах в дольяловское время не было. Ни мезолитические, ни ранненеолитические погребения здесь, несмотря на достаточно хорошую изученность многих памятников и интенсивный поиск, до сего дня не выявлены. (Отдельные находки обломов костей человека, эпизодически встречающиеся в слоях торфяниковых мезолитических стоянок, не в счет: природа появления их в культурных отложениях на сегодняшний день не установлена, ясно лишь то, что они происходят явно не из нарушенных в древности могил). Напротив, на северо-западных и северных территориях эта традиция фиксируется уже с раннего мезолита (Ошибкина, 1994) и продолжает существовать на протяжении всего неолита (Ошибкина, 1996).Наконец, на приток населения в Волго-Очье именно с Севера, на наш взгляд, указывает близкий антропологический тип северных неолитических насельников и собственно льяловцев. Сравнительный анализ краниологических материалов из древнейших захоронений на Караваихе и из льяловских погребений на Сахтыше II, IIA и Ловцах I демонстрирует их большое сходство: и те, и другие в массе своей были брахикранами, имели  монголоидный облик или европеоидный с резко выраженными чертами большой монголоидной расы (Герасимов, 1955; Алексеева и др., 1997). А как известно, наиболее древние черепа с подобными признаками зафиксированы в ряде позднемезолитических захоронений Оленеостровского могильника (Якимов, 1960), что свидетельствует о проживании низкорослого населения с уплощенным лицом первоначально в северных лесах Восточной Европы, откуда его представители расселились на Верхнюю Волгу и в Прибалтику».

«Одной из древнейших областей зарождения ямчатых традиций орнаментации является Верхнее Поднепровье. Сосуды с ямчатыми вдавлениями появляются здесь уже на ранненеолитических поселениях верхнеднепровской культуры. Для данной керамики характерно использование и жемчужных отпечатков, которые всегда располагаются под венчиком. В раннем неолите Поднепровья можно найти аналоги большинству признаков, которые получают распространение на ямочно-гребенчатой керамике лесостепной зоны, что является дополнительным аргументом в пользу ее автохтонного происхождения».

 

Спасибо за внимание. Для Вас Евгений Пайор и Вероника Северная.

Список:

1-http://www.dissercat.com/content/pogrebalnyi-obryad-zemledelcheskikh-kultur-eneolita-yugo-vostochnoi-evropy#ixzz4YhBWi96m

Авилова Л.И,1984г, Погребальный обряд земледельческих культур энеолита юго-восточной Европы

2- http://arheologija.ru/halaf/

Джеймс Меллаарт — Древнейшие цивилизации Ближнего Востока, 1982

3- Погребальный обряд как маркер носителей Y-хромосомы.

Е.В. Щербинина, Вестник № 83
https://vk.com/doc-86388164_444966662

4 карта реликтовых ветвей

https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1xoby146BKX50zmwv052UFNkqYHg&ll=54.62854340030871%2C40.88836623046882&z=8

5 серия статей сайта Переформат

Шквал новых данных по молекулярной истории человечества (3)
http://pereformat.ru/2017/08/shkval-novyh-dannyh-3/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s