Базовая лексика культуры боевых топоров

Сегодня мы будем составлять десятисловник базовой лексики, на которой говорили носители культурной общности боевых топоров. После долгого вступления естественно.

Немного провокационное название, я согласна. Не принимайте его близко к сердцу. Оно и правильное, и не правильное, но правильного в нем больше, поэтому я решила его оставить. Разве такая громадная общность могла иметь общий язык, спросите вы, и будете правы. А разве нет, отвечу я и буду права. Попробуйте доказать что базовая ИЕ лексика возрастом 5 тыс. л.н. не была взаимопонятна , и любой лингвист вам погрозит пальцем. Но речь у нас пойдёт не об этом. Зачем еще раз доказывать общность ие корней. Речь пойдет в первую очередь о том, что  некоторые группы культуры боевых топоров говорили на ИЕ языках, и что Европа перешла на ИЕ языки именно в то самое время, в том самом месте. Пять тысяч лет назад в Северной Европе.

Начнем с того, можно ли, научно ли объединять археологическую культуру и язык, этот древний междисциплинарный спор. Отвечу что нет, нельзя. Но иногда можно, есть исключения. Есть культуры, археологические которые обречены иметь известный язык, ну например ясторфская — германская, или кельтский горизонт гальштат — латен, культура Голасекка и лепонтийский язык. Но это исключения. Обычно в науке не принято такое совмещение. Но это если ты обычный ученый. Но если ты сторонник курганной теории, то этим людям можно все.

Мы начнем разговор с циркумбалтийского пространства. Эта категория не так популярна и знаменита, но я думаю вы сможете найти что-то на эту тему и почитать. У меня классическое, еще советское образование, поэтому мысль, что бытие определяет сознание я считаю верной. Люди, прожившие несколько тысяч лет в одинаковых условиях непроходимых лесов Северной Европы, стали во многом похожи. Мы сейчас говорим о культурных и этнографических параметрах. Они вместе выжигали участки леса себе для пахоты, обрабатывали их сначала деревянными мотыгами, потом вместе перешли на бронзу, подворовывая друг у друга приемы, потом на железо, и слава богу непроходимые леса к тому моменту закончились. Самая большая песчаная дюна Европы образовалась именно так. Вы мне возразите, что все люди на земле перешли от камня к железу. Да, но циркумбалтийцы были близкими соседями, они воровали женщин, убивали друг друга, торговали, временами дружили, и в итоге выработали похожие ценности, религиозные, бытовые, духовные. Я  приведу несколько пунктов нашей ментальности, потому что считаю себя наследником именно циркумбалтийской культуры. Вы можете их оспорить, или дописать свои пункты. Так или иначе эти «северные» люди внесли свою лепту в копилку общечеловеческих ценностей. И их ни с чем не перепутаешь, глянешь, ага, оно самое, родное.

Кто эти люди. Это кельты, германцы, понятно сюда же скандинавы, балты и славяне. Естественно мы говорим о предках, и речь идет конкретно о железной эре, то есть 1 тыс до н.э. Все эти традиции складывались гораздо ранее, начиная как раз со шнурового горизонта, и мы будем это доказывать. Но говорить о существовании каких то традиций мы можем только с того момента, когда греки и римляне начали эти традиции описывать. И когда мы опустимся к шнуровому горизонту кельтов нам придется очень сильно подвинуть, позже объясню почему, к моему сильному неудовольству. И придвинуть арийские народы, которые впитали данные традиции, но очень быстро покинули северную прародину. Но может благодаря именно этим традициям, мы понимаем что они тут жили и были.

Итак, циркумбалтийские ментальности. Пишу своими словами, чтобы мысль была понята точно.

1 пункт это стремление к разъединению. Патологическое.

Все вышеперечисленные племена никогда не объединялись в один народ. Они жили племенами, имели свои имена, гордились ими, считали другие племена своими врагами, и всем было наплевать что они говорят на одном языке. Не было никогда кельтов, германцев, славян и балтов. Были племена белги, парисеи, вандалы, лангобарды, латгалы, земгалы, кривичи, вятичи, итд. Это неоспоримый факт, спорить бесполезно. Правда раз в год все собирались на религиозный праздник. Этого не отнять.

Давайте вспомним, когда эти племена смогли объединиться наконец то в народ:

Кельты никогда. И сейчас никогда. Уж казалось бы, и живут вместе с потомками германцев, и языки свои утратили, и сами же не хотят на них говорить, но нет, самосознание. Вот горжусь ими. Бог даст исчезающие кельтские языки зацепятся и не умрут. Без них будет очень грустно.

Германцы веке в 18? Или 19?  Не люблю цифры. Как обычно очередной Карл Великий все-таки смог силою меча.

Вот великая Бхарата, которая грызла друг друга 3500 лет, и объединилась только под Британией, причем сразу начала сбрасывать с себя ее гнет. 19 век, 20-й

Афганские племена ту да же, 19 век, 20-й

Славяне, русские  — Иван Грозный

Балты – Литовское княжество. Польша сюда же.

Западные балты они же венды, поморяне, итд. Никогда. Мир праху, и многие лета тем кто выжил и стал немцами, и бог даст крохами уцелел на РР.

Так что пункт первый закончен. Стремление к независимости, неумение объединится перед превосходящими силами противника, а лучше взять и перейти на сторону этого противника. Не учится на ошибках, и ненавидеть своих собратьев. Мы и сейчас такие. Ничего не изменилось.

Подпунктом выделю все же отдельно ненависть к собратьям. Я люблю всех, честно. Ну потому что ДНК – генеалогия. Изучая ее понимаешь, как глупо кого то ненавидеть, когда вылезли из одного гнезда. Расскажу вам как опозорилась нынешней осенью. Выбралась в первый раз на море в песчаную страну.  Вместо ожидаемых азиатов  отель заселили украинцы,  западные и восточные. Но я то этого не знала. Сижу у бассейна, а там плавает пожилая пара, улыбчивые, веселые. И разговаривают на каком то славянском языке, но я никак не могу на слух уловить на каком. И вот есть у меня такая черта привязаться к людям. Сидела бы и сидела, шут меня дернул. Говорю, ой, извините, а это чешский язык? Ну вот неадекватное поведение абсолютно. Взрослая женщина вроде. Она так странно посмотрела на меня в ответ, и молча вылезла из бассейна. И я дня через два поняла что не чешский, а западно-украинский.  Мне было стыдно, честно. То же мне, лингвист самоучка. Прости меня женщина. Но я точно знаю, что не было ненависти в ее глазах, даже если она и хотела ее показать. Да все равно приятно слышать славянскую речь в арабской пустыне. И я буду верить в это до последнего. Поехали дальше.

2 пункт. Соборность. Выборность князя. Разделение жреческой и военной власти. Вече, итд. Ненаследуемость власти. Тут все понятно. Сами с усами, решаем все сами.

Индия. В Индии очень быстро власть стала наследуемой. Но не всегда так было:

индия 1

Еще одна Индия:

индия 2

3 пункт. Возьмем роль женщины. Мало того что это самостоятельная единица со своим имуществом, которое можно отсудить. Возможность развода. Но не это главное. Сакральность женского образа. И еще вот женщина – королева. То – есть глава племени. Да, это бывало редко, но тем не менее. У кельтов есть легендарная королева Медв. Фактически мед, скорее в плане напитка. Так вот ее мужья были королями, пока были мужьями, после развода они снова становились никем. А мужей было 4, и собственно кельтологи проводят параллель с индийским вариантом, когда у королевы тоже было 4 мужа. И даже имя совпало, тоже медовая. Но я эту легенду не знаю, знаю Драупади с 4 мужьями. Смысл один. Из за того, что оскорбили Драупади умерло 3 млн. человек, все арии, все династии, все арийские народы, и даже Кришне пришлось прийти в этот мир, и уйти из него. Читайте Махабхарату и Бхагават, и все узнаете.

Вот эта роль женщины – королевы больше проявилась у сакских народов, потомков части ариев, Зарина, Томирис. Ну и говорят у сармат, все вопросы к Геродоту, подробностей не знаю. И много индийских примеров. Накачала для вас из книги про Индию. Вот индийская леди Батори, только хуже:

батори

4 Выделю отдельно женщина-воин. Это нечто, согласитесь. Здесь и скандинавские богатые захоронения воинов, которое оказалось женским. И Черное море стало красным от крови славянских мужчин и женщин, и германские средневековые войска, за которыми следовали женщины и били дезертиров и мародеров, охраняя обозы. Да и вообще, вы видели первую жены Рагнара Лодброка? Ух… такая вот убийственно красивая.

С чего, как вы думаете женщине становится воином? Во 2 тыс до н.э. можно приписать это как дань слагающейся кастовой традиции. Раз мужчина воин, так и женщина. Все равно странно. А вот в 3 тысячелетии на севере Европы тут просто без вариантов, или ты выживешь и твои дети или не ты. И ясно откуда ноги растут. У женщин просто не было выбора. Благо конституция позволяла. Наследницы мезолитической Европы (особенно культуры Эртебёлле), гг Н и U до сих пор проживают в этих местах, и до сих пор зачастую отличаются высоким ростом и крепкой костью.

Пример из Индии.

воин

5  Календарь и религия. Вопрос тонкий, мы конечно же поговорим отдельно про богов, но самое главное что я хочу вам сказать, и это вы нигде больше не прочитаете, дарю, не благодарите. Самое главное, что у всех этих людей не было бога огня и бога солнца. И не ищите, их там нет. Все солнечные вкрапления невнятны, и появляются значительно позже. Поэтому мы можем сказать что лесные жители боялись огня и табуировали его. Ну и как то наплевательски относились к солнцу. Я долго думала почему, потом поняла, что зачем в лесу солнце. Главное чтобы светло было, и тепло, правильно? А это возможно даже если на небе тучи. А тучи как люди… Извините, не сдержалась.

Сейчас меня порвут на куски солнцепоклонники. Да не говорила я, что наши предки не поклонялись солнцу, не говорила. Бога у них такого не было. Табу. Потом возник, уже в железный век. Не волнуйтесь.

6 тоска по родине (прародине)

Не только для арийских народов и эпосов. Для кельтов может даже еще актуальнее. Учитывая их главного бога Тевтата, позже обсудим. Да и представьте современного шотландцы или ирландца, песни их послушайте. Мы ничем не лучше с вами, вспомните фильм «Белое солнце пустыни». Конечно все люди в основном любят Родину и свой клочок земли. На самом деле не все. Но вот кавказские народы добавим конечно к тем кто любит. И тесные контакты их с древними индоевропейцами на заре еще. Так что это может быть заразно. Есть люди с кочевыми генами, им все равно где быть, лишь бы в дороге, и жить собственно все равно где. А мы вот такие, березки нужны, без древесины никак. Конечно это условно, но развить линию можно при желании.

Я думаю с циркумбалами можно закончить, какие получились, такие и есть. Давайте ретроспективить и смотреть откуда есть пошла земля.

Эрашки

Итак, что нам позволяет предполагать что шнуровики говорили на ИЕ языках? Почему мы нарушаем научные каноны. Потому что у нас есть ДНК носителей боевых топоров, и ДНК современных людей, живущих на тех же территориях по сей день. И первые предки, а вторые их потомки. И тут очень сложно как то по – другому факты интерпретировать. Вот боевых топоров, а вот современные балты и славяне, их потомки. Кому не нравится – можете выйти из бассейна, и сколько угодно на меня смотреть. Могу сделать обнимашки в ответ. Речь идет о гаплогруппе R1a, субклад Z280 и 284. Из первого вышли балты и славяне, из второго часть скандинавов. Эта часть образовалась 5 тысяч лет назад или по пути в Скандинавию, а скорее уже там, и большее её нигде нет. Узкая локальная группа. Можете пока придумать какая именно миграция происходила на скандинавские острова 5 тысяч лет назад. А мы вернемся к предку линий балтов, славян и скандинавов. Это субклад гг R1a Z645. Из него еще произошли все арийские народы, которые маркирует снип Z93. Еще раз для тех кто не в курсе. Из предка гг R1a Z645 в среднем 5 тысяч лет назад произошли три ветки ДНК, они же будущие народы, они же группы языков.

1 Z284 – скандинавы

2 Z280 – балты и славяне

3 Z93 – арийские народы и их потомки.

Мне нужно группы языков называть? Не странно что они родственные, не правда ли. Со скандинавами сложнее да, современные языки это ветка от германских, и мы знаем несколько веских миграций с германских территорий на острова. Очень интересно с каким языком пришли носители ветви Z284. Я все мечтаю кто бы взялся поискать этот субстрат. Индоевропейского в германских. Вот тут смайлик должен стоять, бедный человек. Я думаю он  все же не решится. Хотя вот нашла в одном месте, есть таки загадки в скандинавских:

скандинавские

Кстати про скандинавов, пока далеко не ушли. Сообщение И.Л. Рожанского. На ловца и зверь бежит:

— «вот что дает статистика по шведскому проекту по состоянию на сегодня. В категории R1b зарегистрировалось 622 этнических шведа или их прямых потомка, из которых 125 помещены администраторами в подгруппу с неопределенным субкладом. Во избежание гадания на кофейной гуще, рассмотрим оставшихся 497 участников. Из них более половины (265 участников) принадлежат к «германскому» субкладу U106, также как на диаграмме 5-летней давности. В подгруппе с подтвержденным отнесением к субкладу Z2103 находится 6 участников, из которых двое — документированные родственники. В итоге доля этой ветви едва переваливает за 1 % от всех R1b.

Далее, к гаплогруппе R1b принадлежит около четверти шведов (четверть гг I1, четверть R1a 284, остальные  N1a и другие минорные), а это выводит «ямный» субклад намного ниже предела в 1 % от общей численности популяции, начиная с которого можно о чем-либо говорить. Даже если каким-то чудом в проекте удастся насобирать человек 20 из R1b-Z2103, ситуация не изменится. О конных ордах «ямников» с ладьевидными томагавками, врывающихся в Швецию, надо забыть»

По этому когда речь идет о заселении Скандинавии двумя потоками носителей боевых топоров (через Финляндию и черед Данию), вот это самое оно, два потока гг R1a 284 и гг R1b соответственно.

Итак 5 тысяч лет назад от общего предка резко образовались 3 ветки ДНК, 3 группы людей и их языки. Ну языки это в будущем. Пока они начали расселяться в разные стороны. Где жил предок мы не знаем, и в этой статье не хотим знать. Где жили первые арии, сыновья предка мы тоже не знаем, и не хотим пока знать. Но  точно  не в сердце северной Европы. Я хочу этим сказать, что носители гг R1a не жили в Европе раньше 5 тысяч лет назад. Именно в этой части, мы говорим о культуре боевых топоров. Мы находим ее носителей на Русской Равнине. Оттуда они видимо и пришли. Запомните этот важный момент. То – есть 5 тысяч в Европу приходят с востока 2 родственные ветки Z284 – скандинавы, и  Z280 – балтославяне, это условное название. Тут они и может быть непосредственно родились, и осели и сидят до сегодняшнего дня.  Тут они и разошлись каждый в свою сторону и балты отделились от славян или изначально не сильно соединялись, но окончательно разошлись, как и их языки именно здесь и сейчас, 5 тысяч лет назад.

Дальше.  Эрбины

В европейском горизонте культуры боевых топоров есть еще образцы древнего ДНК. Это гаплогруппа R1b, потомки культуры колоколовидных кубков. Мы их называем эрбинами, они не обижаются. Это люди, которые пришли с запада, либо юго – запада. И это внимание, не представители ямной культуры. Если вы внимательно следите за широкогеномными исследованиями, поклонник охотников – собирателей и фермеров, или вы последователь курганной теории, что одно и тоже, просто завуалировано под разными названиями, то сейчас вам придется нелегко. Дам совет. Просто следите за цифрами. Ямная это R1b Z2103, а ККК это R1b-M269>L23>L51>L52>L151>P312. А между ними – километры воды, между ними – бьют хвостами киты…  извините, не сдержалась.

Есть  еще палеоднк, но если я скажу о них сразу, то вы запутаетесь. А нам надо разобраться. Следите за руками, тут все просто. Призовем графику и визуализацию. Здесь важно помнить, что в Европе из покон веков жили свои собственные эрбины ( например нарвская культура), никак не связанные с «понаехали» культурой КК, собственно как и с ямной, которая вообще то располагалась на Украине, и максимум Молдавии. Говорят в Польше есть 3 могилы, но сама не видела, врать не буду.

Итак исторические гаплокарты Игоря Львовича Рожанского, какой раз пользуемся. Смотрите внимательно.

Вот нет не эрбинов, не эрашек. Вообще в Европе, нигде.

гаплокарты 1

Один есть, из культуры воронковидных кубков. То ли местный из старых, то ли какой – неизвестно. Троечка справа это как раз ямники, где им и место. Описание карты, цитата:

«Это тысячелетие должно было бы привлечь особое внимание сторонников курганной гипотезы, поскольку, согласно ее доводам, именно в это время начался распад протоиндоевропейской диалектной общности в прикаспийских степях. Однако данные по этому региону практически отсутствуют, за исключением трех образцов из Самарской области, все из R1b-Z2103. Они найдены у людей из ямной культуры, а их принадлежность к очень редкому для Западной Европы субкладу гаплогруппы R1b вызвала бурную дискуссии по поводу того, мигрировали они на запад, как гласит курганная гипотеза, или нет. Продолжаются находки R1a на Русской равнине, на этот раз в селище Сертея с Валдайской возвышенности, обитателей которого относят к культуре ямочно-гребенчатой керамики.

Наконец, на севере Германии появляются первые находки R1b за пределами Восточной Европы и Балкан. Оба образца пока не проанализированы в полной мере, и их субклады установить не удается. Один отнесён к группе Баальберге (локальному варианту культуры воронковидных кубков), для второго археологический контекст не сообщается».

А вот они оп, и есть. Вот тут и ямники, и шнуровики, и эрбины и эрашки, дошли. Читайте описание под картой.

гаплокарты 2

Описание, цитата:

«По III тысячелетию до н.э. находок оказалось так много, а их динамика столь показательна, что для наглядности их массив был поделен на 2 части по хронологическому принципу. Первой половиной тысячелетия датируется появление культур ранней бронзы в Европе, а потому внимание исследователей они привлекали в первую очередь. В прикаспийских степях это ямная и полтавкинская культуры, в которых доминирует субклад R1b-Z2103. По северу Европы есть не столь масштабная, но показательная выборка из культуры шнуровой керамики, которую характеризует гаплогруппа R1a. У образцов из Эстонии идентифицировали европейский субклад Z283. «Моногаплогруппность» этих выборок немного разбавляют образцы R1a-Z94 из Самарской области (полтавкинская культура) и R1b из Польши и Германии (субклады не определены, культура шнуровой керамики). Пик находок из культуры колоколовидных кубков приходится на вторую половину тысячелетия, а более ранним временем датируется 3 образца, все из Германии. У одного из них, с калиброванной радиоуглеродной датировкой 2572-2512 до н.э., определен снип P312. Очевидно, это самая ранняя подтвержденная находка из западноевропейского субклада R1b-L51».

Вторая часть карты. Вот почти современная картина мира:

гаплокарты 3

Мы видим эрбины слева карты, эрашки справа, все как сейчас. С 6 по 4 тысячелетие до н.э. процессы миграции имели вот такую картину. Цитата:

«Второй порыв шквала данных принес большой массив находок R1b, в том числе из европейских субкладов U106, P312, U152 и L21. Последние были найдены на Британских Островах, где до сих пор ветвь R1b-L21 является основной генеалогической линией. Впечатляющий перевес эрбинов надо всеми остальными на этой карте создается за счет данных из статьи Olalde с соавторами, в которой целенаправленно тестировали останки людей из культуры колоколовилных кубков.

На севере Германии, помимо образцов из культуры колоколовидных кубков, тестировали останки людей из культур шнуровой керамики и более поздней унетицкой (сайты Эсперштедт и Ойлау), которые дали перевес гаплогрупп R1a и I над R1b. На карте вновь появляется Венгрия, на этот раз с 7 образцами из культуры колоколовидных кубков и одним из наследовавшей ей культуры Ватя. Из них только 3 приходится на R1b».

Теперь то, о чем я не сказала сразу, но что хорошо просматривается по картам. До прихода эрбинов ККК с запада и эрашек с востока в данной местности спокойно проживали жители старой европы, представленные гаплогруппами  I2a2 и G2а, I1, E35 (v13),  J1. Именно они представляют культуру воронковидных кубков и шаровидных амфор, и как мы видим из описания более поздней унетицкой культуры. Часть этого населения была втянута в миграцию ККК, и ей удалось выжить, а в некоторых регионах даже представлять лицо ККК, но это исключение (Каталония, и др). Цитата:

— «Неожиданные результаты принесли данные с Пиренейского полуострова, где, согласно доводам археологов, зародилась эта культура. Из 9 образцов, в том числе 5 из Страны Басков, оказался только один носитель гаплогруппы R1b, также из Каталонии и также без подтвержденного снипа М269. Впрочем, его данные еще не прошли проверку у экспертов, а потому следует дождаться результатов их анализа. Остальные образцы, как и на предыдущей карте, представляют гаплогруппы «Старой Европы», хотя по археологическому контексту они из культуры колоколовидных кубков».

карта сканды

Карта предоставлена И.Л.Рожанским.

Видимо дипломатией владели в совершенстве, а так же регулярно выплачивали дань. Но дело скорее всего в другом. Сейчас поясню, нужна вставка. Вставка в том, что кроме Пиреней , мало кому повезло. Все представители старой Европы, мужской ее части плавно сходят на нет за время существования культуры боевых топоров. Ни на что не намекаю, но топоры эти имели применение. Почти полностью пропадает гг G2а; гг I2 и I1 проходят бутылочное горлышко, гг Е очень не плохо себя чувствует, может потому что локализуется южнее, а может просто везучая. Самые старые европейцы гг J (Оцци) тоже пропадают. Так вот испанцы.

В этих местах находятся обильные месторождения олова, и других металлов. Так же как и в Корнуолле (Англия). С древности они имели очень большой вес. Жители Карфагена в свое время установят тут монопольную скупку олова, перекрывая морской путь в эти месторождения любым другим желающим. Вы заметили слово скупка, а не добыча. Добывали его местные, и им же откупались от всех приходящих. Думаю секрет  выживания Каталонцев и других жителей Пиренейского полуострова в том, что никому не хочется марать руки о горные породы и что то добывать. А без олова тоже никуда в век бронзы. Так что как то так, но согласитесь странное совпадение.

Так что эрбины убили не всех староевропейцев, а вот эрашки думаю приложили свои топоры к этому делу. Это все конечно малодоказуемые фантазии. Факты таковы.

1 Боевые каменные топоры постепенно формировались в области восточной Прибалтики — Беларуси, и только потом, видимо вместе с частью населения появляются в Европе (Польша). Мода на топоры вспыхивает мгновенно, и распространяется на большую территорию. А теперь посмотрите на карты, кто же там жил на востоке. Никак культурно одаренные и просветленные предки ариев? Гимны пели и любили коров. Тогда еще правда есть.

2 Часть старой Европы умерла, мужская ее часть, женщины остались. Что конечно же подозрительно.

3 А часть выжила, та же гг Е35, европейская ее часть. Как имела общего предка 7 тыс л.н. , так и имеет.

Так что интерпретируйте как хотите, факты наверху.

А теперь самое главное, выводы. На староевропейскую основу севера Европы, воронковидно-шаровидную 5 тысяч лет назад плюс минус на западе накладываются эрбины, носители культуры колоколовидных кубков. С востока подтягиваются носители гг R1a со своими боевыми топорами. И встречаются эти два потока где то как всегда по берлинской стене и останавливаются. Староевропейская подушка под ними медленно тает, частью уходя в небытие. Частью воскреснув спустя 1500 -2000 лет ( гг I1 и I2 соответственно). Баловни фортуны носители гг Е поднимают голову и расселяются по всем направлениям и по всем языкам по диагонали.

Весь этот кошмар с топорами и подушками имел очень серьезные последствия для человеческой психики. Никогда раньше в Европе такого не происходило. Старая Европа жила мирно в золотом веке. Поселения не огораживались толком, никаких воинских захоронений, ничего похожего. Я думаю именно каменные топоры способствовали образованию культур бронзового периода, состоящую из кланов, каст, воинства, боевых колесниц, оружия, богов — громовиков. Люди боялись, и хотели быть защищены. Боялись повторения кошмара, когда истреблялись семьи  целые деревни,  дети и старики.

Почему же человеки 5 тысяч лет назад сорвались с цепи, и повели себя хуже диких зверей? Ну во-первых они были пришельцы. Не свое не жалко. А во вторых есть не большой оправдательный момент. Север Европы топило. Уровень рек повысился, вокруг лес, людям реально негде было жить, и нечего есть. Угроза голода. Фатьяновцы погрузив не хитрый скраб, женщин, детей  и беговых свиней на плоты трогаются из Европы на Русскую Равнину, бросив все хозяйство. Люди очень быстро опускаются в такой ситуации перед лицом голодной смерти. Поэтому бог им судья, наше дело учится на ошибках. Ах, я забыла же пункт 1, ну да ладно.

Дальше у нас идут языки. Так кто на каких разговаривал? Я не знаю друзья мои. Вот вам схема с подушками вверху, вот и придумывайте варианты. По датам 5 тысяч лет это как раз расхождение основных ветвей. Я не знаю как образовался ИЕ язык, поэтому обсуждать этот вопрос мы не будем. В наши времена он уже был и как минимум тысячу лет. Мы будем говорить о том, что было от точки 5 тысяч лет и позже. От шнуровой до лужицкой. Хорошую подсказку дают нам балты и германцы. Археологически ретроспективно мы спокойно прослеживаем ККК — скандинавский бронзовый век – ясторфская -германцы. С балтами так же. Они как пришли в виде ладьевидных топоров, так через сетчатую керамику и сидят сейчас. Славяне да, со своей загадочное прародиной, чтоб ей не ладно, но тем не менее тоже засели. Если балтские разошлись с германскими на шнуровой заре, то и славянские там же, языки я имею ввиду, и как речь и как орган. Где сидели кельты на тот момент вопрос очень сложный  и так же слабо решаемый как и славянский. По косвенным данным мы оттесняем их в Венгрию на Дунай, откуда их и выводят. Скажем пару слов на 50 страниц по этому поводу позже. Единственный факт, которым я вас сильно удивлю, что в эту циркумбалтийскую общность придется добавить италиков. Придется под давлением древнейшей ремесленной лексики, которая неумолимо помещает италиков между самым древним пластом славян и германцев. А это здесь и сейчас, 5 тысяч лет назад. Плюс – минус. И нет там моих кельтов, никак не просматриваются, и нет балтов. Видимо потому как они ушли на Балтику и прекратили все контакты на время. Есть только центрально-европейский очаг, который выделил для нас Трубачев. И его никак нельзя интерпретировать по-другому, и никак нельзя приписать более поздние даты, например римского времени. Потому что речь идет о самом древнем пласте ремесленных терминов, которые своими корнями вообще могут уходить в Малую Азию, откуда началась неолитическая революция. Плетение корзин, изготовление посуды, деревообработка. Все самые наши любимые древние корни сошлись в центрально-европейский очаг, это название Трубачева и оно условно. Это может быть и северно-европейский очаг, так как никто не знает где жили те славяне и те италики. Ну хоть германцев знаем.

трубач молотки

Пара слов про уточненные даты боевых топоров.

Все что вам нужно знать, это то, что нельзя говорить о культуре шнуровой керамики подразумевая культуру боевых топоров в общем. Особенно если рядом археолог. Это разные вещи. Под культурой шнуровой керамики подразумевают самую раннюю локальную группу в Польше. Даты 2800 — 2850 до н.э. Все остальные ответвления топоров не очень то использовали посуду со шнуровым орнаментом, и все дают более поздние даты. То – есть по сути мы видим просто распространение моды на топоры, ну и некоторые объединяющие моменты, форма посуды, погребальный обряд. Кто куда шел совершенно не понятно, впрочем как всегда. Если бы не знать гаплогруппы, то не разберешься. Топоры у всех были своей формы. Наша, восточная коалиция пользовалась ладьевидной формой, за что ее так и прозвали. Даты у них кстати точно такие же как в Польше, 2850 до н.э., но западные ученые не любят этого признавать видимо. В списке литературы скину статью, где автор очень много пишет про уточнение дат, и он просто ничего не сказал про ладьевидные топоры, вышел из положения. На нет и суда нет. Так что практически одновременно выходят с беларусско – смоленской — псковской  стороны два потока, один в Польшу, Один в Прибалтику далее в Финляндию и далее в Швецию.

жижица

Старая табличка, уж не помню сколько лет назад я ее увидела в первый раз.

Это то малое что мы знаем о расположении гг R1a в предшествующее и в шнуровое время. От них ли пошли современные снипы Z280, мы не пока не знаем. Пока предполагаем что от них, либо было какое то связующее звено.

Я думаю что больше нам тут ничего знать не надо, и можно переходить к чистой лингвистике.

ие

Итак зачем понадобился вдруг список базовых корней шнуровой лексики? Затем что хочется датировать разные вехи родного языка, и знать чем жили наши далекие предки. Иногда обстоятельства этому благоприятствуют. Появилось новое оружие, новая ментальность, новая философия, новая этика. Мы видим период когда она еще в зачатке. И мы знаем период, когда это все расцветет и оформится в трехчастное деление мира и общества и тому подобное. Бронзовый век юга Европы и Азии. Давайте с ним определимся. Это как минимум 20 век до н.э. Это начало Синташты, и в 17 веке митаннийцы уже придут в Малую Азию. Это из того, что известно точно. Сюда подтягиваются крито-микенцы, которых тоже относят к 16 веку до н.э.

Начинаем. Как выбрать слова для десятисловника шнуровиков? Причем я не уверена что слов будет 10, просто надо было как то красиво назвать. Понятно что они разговаривали уже на разных ие диалектах, но теоретически еще могли понимать друг друга. Каждый из вас может составить свой список. Я выбирала слова, которые или внезапно изменились от прошлого произношения, или в последующем имели очень большое значения для культуры племени скажем. Этнос пока как – то не корректно. И к сожалению наш язык очень консервативен, и новые предметы конечно появляются в быту, но их продолжают как правило называть старым именем. Поэтому скорее всего каменный топор называли точно так же как и любой другой, но мы будем надеяться на лучшее. И гораздо правильнее говорить, что мы пытаемся вычисли слова, которые развивались в период от шнуровой до лужицкой. Иначе нам никто не поверит.

1 Домашние животные

Номером один у нас идет корова. Родная индоевропейская гоу ( *g-u-ou), которую то выводят из ие корня идти(*g-u-e,* g-u-o), то выставляют как заимствование из шумерского, с чем я не согласна. Корова ушла из Азии когда шумеры еще ничего не знали про горизонт, на котором они должны появиться. Итак гоу, говядина, которая внезапно, и без объявления войны становится оленем, именно так, рогатой (korva — рог). Как будто она до этого была безрогой. Все породы КРС как посчитали генетики, произошли от диких туров, богатых на рога. Но леса Европы всегда славились благородными оленями, в гербах скольких стран мы можем его лицезреть, красавец. Олень то красившее тура, согласитесь.

Можно говорить про новые породы КРС, еще рогаче чем были, но скорее всего дело было в смене обстановки и населения. Трубачев выдвигает версию, что говендо это мясное направление, так как древние европейцы молока не знали и не пили. А корова отражает начало эры молокопотребления. Может он и прав. Но слово рог, никак с молоком не связано как не крути. Так что на мой взгляд это чисто миграционное слово, связанное с новой флорой и фауной.

В большинстве языков в итоге фигурируют оба названия. В крито-микенском линейном письме В, вчера смотрела, есть слово корова, но видимо лингвисты так не считают, и перевели его как быки с остроконечными ушами, что повергло меня в некий ступор. Теперь пытаюсь представить быков с острыми как шило ушами. Пока не получается.

гоу микены
корва микены

То – есть мы можем датировать этот процесс, внедрение нового образа коровы временем, близким к шнуровым временам. Давайте посмотрим как именно внедрялась новинка (читайте работу Трубачева Происхождение названий домашних животных в славянских языках, там много интересных подробностей.

Факт тот, что korva мы видим только в германских, кельтских и индоиранских, тогда как в греческом, италийских и славянских оставалось старое ие «гоу». Показательный момент. В славянские корова перешла из кельтских в момент существования пшеворской культуры, если верить Седову. А почему нам в нем сомневаться. То есть только около начала новой эры. Опять же Трубачев подчеркивает изначальный кентумный вид этого слова. Поэтому здесь просматривается южный очаг нашей шнуровой общности, предполагаемая зона контакта ариев и будущих кельтов. Тема эта сложная, арии и кельты, мы обсудим отдельно. А пока укажем на существование отдельного слова обозначающего сыр, молоко (возможно имеющий ритуальное значение) которое имеется только у кельтов и индийских ариев, удивительный факт. Внизу вырезка из книги по кельтским языкам:

молоко

Я сделала такой вывод из вышесказанного.  Наш центрально-европейский (по Трубачеву) очаг таки был, и корова обошла его кельтско — индоарийской стороной. От кельтов сначала нахватались германцы, что естественно, а потом уже разошлось по другим языкам, чаще от кельтов же. Так что слово древнее, и близко к шнуровым временам.

  1. Дом родной

Второе слово обозначает место стоянки племени, принадлежащую племени единицу земли. Слово это кельтское, означает оно ровно как и землю, так и народ.  Таут, Товт, Тоутат, ну и Тевтат видимо сюда же. Это очень древний корень, опускающийся к шнуровым временам. Хотя мы не можем утвердительно говорить, что к тому времени кентумные языки уже оформились, но это и нет важно в данном случае, потому что это слово выходит из древнего ие корня ста, стоять, стоянка, стойбище, итд (вплоть в своем развитии до станков ткацких и чего угодно, что стоит).

таут

Поэтому, если вам, как и мне интересно древнее ие название какой нибудь деревеньки из столбовых конструкций, вероятнее всего она называлась «стоянка, стою», что и подтверждает кельтское слово. Все что выше описано, чисто авторская версия, мне в литературе не попалось выведение кельтского тоутата из ие ста, но как бы тут все очевидно.

стан

Нюанс суффикса интересен, но прошу обратить внимание, что речь идет именно о суффиксе. Корень sta намного интернациональнее.

Почему я выбрала это слово. Потому что оно имело очень высокий вес во времена кельто-германских связей. Это главный кельтский бог (один из), это социальный термин таутарекс, что понятно без перевода, и как нельзя лучше объясняет почему у каждого клочка земли был свой царь — король, и это фамилия, древняя уэльская фамилию Тюдор, поставившая окончательную точку  на шотландской свободе. Усмешка судьбы.

тюдор

Как мы видим данное понятие нашло свое отражение во многих языках, включая балтийские, кроме славянских. О чем это говорит? Ни о чем это не говорит J). Мы обсудим этот феномен чуть позже.

таут общее

Именно это понятие, друзья мои и обеспечили нашу циркумбалтийскую тоску по родине и желание обособить свой микрокусочек земли. На мой личный взгляд.

  1. Оружие, орудие, топор, боевой топор.

Вот здесь, друзья мои нас ждет полное разочарование. Мы так надеялись на «тот самый топор», молот Тора, и все такое, но к сожалению есть веское НО. Дело в том, наши предки, люди в широком смысле, не меняют то, что работает. Это принцип, может быть наш главный подсознательный принцип, благодаря которому выживает весь животный мир. Как мать научила (реже отец), так и надо делать, и передать своим детям. У родо Хомо это хорошо просматривается по каменным орудиям, которые могли не меняться 100000 лет. То же относится и к речи. Люди древности совсем неохотно расширяли свой словарный запас. И в тот момент, когда технологии начали меняться, и появились новые орудия труда и чего угодно, названия им давались старые. Вышеуказанный ткацкий станок – характерный случай. Смысл не в том чтобы ткать, а в том что он стоит.

Поэтому ие названий для топоров несколько, и какой из них пока не понятно. Пока означает, что лингвистическое расследование в принципе возможно, но кто рискнет его проводить. Самое главное, что дает нам ремесленная терминология, в том числе и топор, это то, что она очерчивает круг древних языков и народов, которые принимали участие в ее оформлении. И это еще раз подчеркну центрально-европейский очаг: германцы-славяне; и славяне – италики. Между германцами и италиками связей очень мало. И еще раз подчеркну что не знаю кто были те италики, еще без этрусских связей. Но мы знаем кто были германцы и где они находились, так что географию представьте сами. Славянская прародина проступает здесь мутным миражом, видимо лужицких очертаний. Плюс – минус. Ну с италиками то еще хуже. Про кельтов вообще молчу.

Итак топоры.

Это Старостин с праформами ие и кавказских:

топор старостин

Это то, что связанно с древней «каменной» технологией (наковальня, камень), которая есть в германских и греческом, и как видим в кавказских, но нет как минимум в славянских. Это явно дошнуровые времена, остатки лексики неолитической революции, такие же древние как корова гоу. В тех же германских мы видим более «современную» технологию центральноевропейского очага по Трубачеву (далее ЦЕО), которая обособляет германские славянские и италийские.

молот

Этот пример еще раз говорит нам, что германские языки и гречески зачастую демонстрируют нам архаику старой европы, если не сказать малой азии. Которая досталась им в наследство от местного европейского населения. Греческий мы не будем обсуждать, потому что с ним вообще ничего не ясно. А вот с германцами похоже все яснее и яснее. Жили местные европейцы со старой лексикой, и накрыла их волна эрбинов, получилась новая лексика.

молот 1

Обратите внимания, ни следа балтов. Выбирайте из четырех названий, плюс старое акмен (ахмен), акус. Вот как то так называли свое страшное оружие носители культуры боевых топоров. Мне конечно ближе молот или кувалда, что греха таить. Колотушка.

молот 2

По поводу молота Тора. Я конечно очень надеюсь, хотя глубоко в душе понимаю всю фантазийность этого варианта, что скандинавский Мьёльнер, молот Тора, и славянское слово молния, которые по мнению лингвистов идентичны, это и есть осколок базовой лексики, которую принесли в Скандинавию носители боевых топоров. Вот такие у меня фантазии, незатейливые. Пора двигаться дальше.

  1. Слово, которое таки взрывает мозг своей нелогичностью это Балт, оно же болото, оно же морюшко Балтийское, оно же озеро Балатон в Венгрии. Знамо дело болото это стоячая вода, а море – кинетическая энергия. Опять же соленое – пресное, оппозиция. И вообще причем здесь белый цвет? Которое по современным представлениям лежит в основе и болота и Балтики. Вот в таком виде это не пойдет, перечеркиваем.

С другой стороны пески Балтики действительно белые, и некоторые берега его могли быть сильно заболочены, и еще там живет водоросли определенного вида (у меня где то записано название), которые сильно воняют когда цветут в определенный летний месяц. Карин Мёллнинг, уроженка германского побережья Балтики, описывает этот факт в своей книге (Вирусы, скорее друзья, чем враги). Если вы были на Балтийском море, то вы поймете меня, там не просто пахнет морем, это может быть единственное море в мире, которое так пахнет. И мы, жители мегаполисов, отравленных смогом, впадаем в летаргию отравленные кислородом на берегах древней Пруссии.

Я думаю можно разрубить этот узел противоречий, если понять что данное слово впитало в себя понятия разных времен и разных потоков переселенцев. Учитывая что люди здесь жили непрерывно, и было от кого перенять ономастику. Трансгрессия Балтики процесс длительный. Кому то это море казалось с белоснежными берегами, а кто то спустя пару сотен лет жил там же, но на болоте. «Ты откуда? Да вон, с балта. Хреново вам там на болоте, комары, малярия. Ничего,скоро железо начнете добывать, разбогатеете».

Мне не верится, что на побережье могли быть болота, но потоки переселенцев могли сильно все напутать. Поэтому я оставлю это слово за шнуровыми элементами, но не возьмусь сказать в каком значении оно тогда существовало.

  1. Слово календарь. Не знаю как он тогда назывался, сейчас он называется кельтским календарем, потому что нашли его записанным кельтами (таблички из Колиньи). И на том спасибо.
колиньи

«Лунный месяц (29—30 суток) составлен из двух половин по пятнадцать суток. На пластинах из Колиньи эти пятнадцатидневные периоды каждый раз разделяются словом ATENOVX, которое, вероятно, означает «полное обращение, обновление». Месяцы по 29 дней считаются несчастливыми и помечаются как anmatu (несчастливые, или неполные). Месяцы по 30 дней являются счастливыми и именуются matu (счастливые). Чередование таких месяцев носит иррегулярный характер. Впрочем, чтобы не думали, будто весь месяц может быть счастливым или злосчастным, к некоторым дням даются пояснения. Месяц (mid по-галльски) обозначается буквой М, предшествующей названию каждого месяца. Первым является samon(i)os, который, видимо, соответствует ноябрю и должен был бы открывать год.

Год, таким образом, делится на два семестра. Первый — от samonios до cutios (с ноября до конца апреля) — соответствует зимнему периоду; второй — от giamonios до cantlos (с мая по октябрь) — периоду летнему.

Пятилетний период, вероятно, является у галлов фундаментальной единицей измерения времени. Лишь в один день внутри пятилетнего срока казнят приговоренных к смерти. Век равнялся пяти годам, взятым шесть раз — то есть, тридцати годам. Так как целью календаря среди прочих является пригонка лунного и солнечного циклов (нужно прибавить два лунных месяца), то вносятся необходимые коррекции — один месяц прибавляется в конце срока в два с половиной года и еще один — в конце пятилетнего срока».

Это то, о чем я пишу каждую статью, и каждую статью меняю точку зрения. Итак год, состоящий из двух половин, светлой и темной. И сутки, начинающиеся с ночи. Еще недавно я считала это наследием полярных времен либо широт, например территория Норвегии. Но в итоге ямне припомнился  год (2017), когда солнце в Воронеже скрылось под темным облачным небом в конце октября, до 24. А вышло только в марте. Вот вам и темная половина года, как раз с Самайна (совр. Хеллоуин, 31 октября) по Остару (21 марта, весеннее равноденствие). Поэтому те друвиды, которые жили на широте Воронежа могли сталкиваться с такой мерзкой погодой в полной мере, и лечить депрессию от недостатка энергии Солнца святой водой. И заметьте, не я это предложил! (кф Покровские ворота)

В итоге этот календарь как считается, переняли и германцы и скандинавы, но они могли его и самостоятельно наследовать от предыдущего оратора, что есть население Старой Европы.

И я единоличной волей переношу образование данного календаря к шнуровым временам, что не доказуемо, но могу себе это позволить.

6. Слово это термины родства. Тут я сильно хитрю, и пытаюсь притянуть за уши термин, без которого не решить некоторые религиозные моменты, последний седьмой пункт нашего десятисловника.

С другой стороны у нас есть веский повод возводить это имя ко времени шнуровой. И по закону злых шуток вселенной, это может быть единственным реальным словом времен боевых топоров из всего моего списка.

И слово это внук. Жалко вы не видите как я сейчас хихикаю. Ладно, слово это ан, ани, уни. Очень древний корень, из которого и произошел славянский внук. Дело в том, что древние люди не имели четкой градации родства восходящей или нисходящей. Поэтому внук означал и предка и потомка. Если вы первый раз об этом слышите, почитайте  источник, но это факт с большой бородой. Видите ли, раньше мужчины не знали откуда берутся дети, и от кого они берутся. Глаз у них что ли не было. Женщины думаю прекрасно знали. Короче гомункула разоблачили только недавно в микроскоп. Поэтому получился лингвистический внук, и предок и потомок.

Трубачев подчеркивает, что термины родства старше даже названий частей тела. И это понятно, учитывая первые слова младенцев, и их важность.

внук1
внук2

Зачем он нам сдался, тот самый внук? Сейчас расскажу, ООО это леденящая душу и кровь история. Началась она года 2 назад, прям тут у нас в блоге. В комментариях очередной статьи про ариев мы наткнулись на некоторые арийские слова, и решили составить словарик митаннийских ариев. Состоящий из двух слов. Игорь Львович рассказал нам грустную историю о слове, которое упоминается в мировой истории всего один раз, применительно к Агамемнону в значении царь, повелитель (в  древнегреческом в форме whanaks, царь, применительно к Агамемемнону). К тому самому да, который Трою брал. И больше этого слова никто не видел, и в греческом языке оно так и не прижилось, загадка. Слово какое? Не скажу пока.

Мы провели большую поисковую работу, и кое что нашли. Благо я давно еще скачала понятийно-предметный словарь крито — микенского линейного письма В с очень запоминающимся составом авторов: В. П. Казанскине и Н.Н. Казанский. Там нашелся наш ванака, проговорилась, что взять с женщины, в самых разных ипостасях.

ванака
ванака1

Есть еще и ткань царя, и что то еще, и что еще. В словаре все представлено. А еще есть интересный вариант: «pe-re-ku-wa-na-ka, в значении царь с двойным топором, царь древних ?!!!».

Основное значение этого термина царь, но с религиозным уклоном царь – жрец?,  потому как традиционный базилевс сосуществует с ванакой одновременно. Божественное начало ванаки подтверждает сам Агамемнон в виде культа Агамемнона – Зевса, и его храмами широко распространенными. Что значит Агамемнон – Зевс, не могу вам сказать. То ли он сам Зевс в виде аватара, то – ли сын, или какой то еще вариант. При всей славе и пышности как термина, так и культа, весьма странно что данный термин в греческом языке так и не прижился. Агамемнон был крито-микенцем, и с окончанием культуры и с трансформацией языка ванака ушел в небытие.

Мы попробовали поискать данный корень в других языках, и нашли но немного в опосредованном виде:

— в германских языках, в форме *winn-a- vb., *winn-ō(n-) f., *wunn-u- c., со значением трудиться, биться, побеждать.

— van-, pres. vana-, aor. perf. vaon- act.: to
vánati- олд авестиан, vanainti Ind, van-: victory.

— китайском

одно из арийских племен, имеющих колесницы 3700 лет назад отметились в царстве Шан, Китай. Судя по датировкам и технике синташта-андроновская культура. И это племя, племена использовали слово van в качестве термина, обозначающего правителя, царя. С 1554 по 1046  год до рождества Христова. Он закрепился в китайском в качестве вана-правителя и фамилии.

Странный набор, согласитесь (есть олд авестийский, но нет индийских, хотя там по – честному никто не искал). Хотя что тут странного, если вспомнить о микенских псалиях, распространенных от Микен до Синташты, археологический факт, так сказать. В.В. Иванов нашел нам еще одного ванаку в тохарских языках, см. его статью. Интересно что корень ванн, уже измененный на тохарский манер еще раз вошел в китайский язык уже в кушанское время ( тохарский В «накте» (божество) и тохарский А «натак» (господин) восходящими к тому же корню, что микенское греческое «wa-na-ka» (повелитель).

Если нанести точки на карту и сопоставить даты, то получается 16 век до н.э., куда попадают Микены, Крит, возможно митанни, которые соседили с Критом и общались (читайте статью про Неуловимого Джо часть 2), часть арийских племен гг R1a, которые достоверно пришли в Китайское царство Шань, зацепили немного авестийцев на самом раннем этапе, и затихли в Тохаристане, где бы он тогда не находился. Маловероятно что это было движение одномоментное и по прямой, но приятно встретить тут тохар, про которых мы ничего не знаем. А тут хоть что то.

Германцы. Бедные Ваны, куда их только не пихали, как их только не этимологизировали. Иванов выдвигает такую версию:

беовульф

Я уже предложила называть себя Ванессой, подумываю все же сменить имя.

Итак германские ваны. Эдды, и старая и младшая уже ничего толком не помнят про них. Седая древность. А мы вот вспомнили. Я не буду долго расписывать, но если представить что Один пришел не из Трои, а просто пограбил Микены и принес домой термин ванакс, то все становится более реалистично.

Если вы еще не окончательно запутались, то вернемся к баранам. Есть тонкость, о которой предупреждает Трубачев. И я думаю, что в своей статье про внука, он очень сильно намекает на ванаку, прямо его не приводя. Во – первых он три раза повторяет, что ан – ун это не просто предок, а именно прославленный предок, авторитетный. А во-вторых говорит он, не забывайте ради бога, что каждому яблоку свое время, и не надо все сгребать в одну кучу. Это я его перефразирую. И действительно, изначальное ан-ун можно отнести и к 7 тыс до н.э., а корень ванн к середине второго. Он что не должен измениться, или дать боковое гнездо?

Итак, друзья мои, и это моя интерпретация, и именно я связываю корень ванн со значением царь, божественный правитель с древним корнем -ван, -ун, — ан со значением предок. Спасибо за внимание.

Таким образом именно от шнуровой до лужицкой образуется титул главы племени – затем князя – затем царя и божественного царя с жреческими обязанностями. Образуется он не во всех языках видимо, хотя его и не сильно ждали, а если поискать, то может и найдется во всех.

7 И последний пункт нашего лингвистического путешествия это религия, боги. И размер этого пункта должен быть с хорошую книгу, но у нас нет такой возможности. Да это и не нужно, те самые книги уже написаны. Постараемся кратко.

Сейчас разобьется много сердец, но выводы лингвистов неутешительны. Древний пласт ие слов не содержит религиозных терминов, никаких следов божественного присутствия там нет. Это не значит что наши предки даже времен шнуровой не были религиозны, это значит что они поклонялись силам природы и скорее всего предкам, но Олимп богов еще создан не был. Ведь поклоняться солнцу и иметь бога Солнца это разные вещи.

религия трубач

Причем в южных областях расселения хомо сапиенс, и в северных ситуация разная, как и было сказано выше.

Итак, что было, что будет, чем сердце успокоится. Изначально, и это стало когда то для меня откровением, наши северные предки поклонялись дню, световому дню, то – есть свету. Отсюда и такой календарь, которые делит все на темное и светлое, и делит именно на два. Два это важно, это дуализм, который помогает нам выделить архаику индоевропейского пространства. Вы задумывались откуда взялось дурацкое и чужое слово девы? Что с индусов взять, да? Они вообще не понятно разговаривают. Какой то Зевс, небо, это только всё запутывает. Деус это день, всего навсего, и все сразу становится на свои места. Никакой другой интерпретации тут нет, и быть не может. Когда светло, это хорошо, можно жить, ночью плохо, страшно и опасно. Я даже не знаю как датировать подобные вещи, со времен самого раннего палеолита можно датировать. И это правильно. Но когда все наши ребята с боевыми топорами и их несчастные соседи собрались вместе, и как то устаканились поклонению дню постепенно перерасло в олицетворение того дня и того неба, причем неба явно вторично.

— « Мы не можем здесь входить в рассмотрение вопроса об «отце неба», латинском Юпитере, dyau§ pitd в санскрите, а также о словах со значением «день» (лат. dies и т. д.)»

И тут важно, что вся северная Европа уверовала в Деуса, небесного отца, он мог быть громовержцем, а мог и не быть. Давайте конкретно, значит балтийский Деус раз, греческий Зеус два, кельтский Эузус три. Арийские девы и деви во множественном числе стоят особняком, я их теперь называю светлячки (от светового дня). И пока все эти персонажи обозначают небо не так четко как день. У греков, где намешалась куча людей и культур есть и более старые боги, которые как раз и обозначают конкретно небо, я про Урана. Ну так и вот, и тут у нас выходят на сцену три народа (языка), два из которых абсолютно точно не стали выводить из дня бога или богов, и остались просто при своем дне. Это германцы и славяне. Они не меняли то, что работает, вера предков осталась без изменений. Третьи это италики, про которых никто ничего не знает. Такое ощущение, что римляне пришли на холмы вообще без богов, половину взяли у этрусков, половину у греков. Скорее всего это потому, что как германцы и славяне они поклонялись силам природы и были вполне этим удовлетворены. ЦЕО. Опять он нас преследует. Поэтому не только самая древняя ремесленная технология общая в этом очаге, но и религия. И помним про отсутствие бога солнца и огня. Все тут. Здесь и сейчас. Про табуирование, да.

Нам пора дальше опускаться по временной шкале. К началу бронзы пантеоны богов формируются, и даже перестраиваются. На первое место с отрывом выходит бог – громовик. Почему? Вообще не понятно почему европейцы были на нем помешаны, но тем не менее он становится главным потому что это бог – убийца. Давйте называть вещи своими именами. Вы читали Эдду? Тора видели? Нет, потому что его никогда нет на месте, он воюет с великанами. Его просто страшно держать рядом, психопата. Его вызывает Один только тогда, когда надо срочно кого – то убить. И потом пусть убирается туда, откуда пришел. Я сейчас вообще не шучу. Вы знаете как переводится имя Индра? От слова индрарии, чувства. Он что плакал, или читал стихи? К чему такое имя богу грома, и собственно говоря девараджу, главному из богов. Ну если вы посмотрите ведические индийские сериалы, где отражена уже более поздняя традиция, то вы вообще удивитесь почему Индру выбрали на место главы. Мелкое, трусливое, вечно пакостящее существо, каждую серию стоящее на коленях перед главным богом, Махадевом в ожидании наказания. Я честно всегда плачу когда это вижу, и ненавижу все человечество за его способность попирать ногами вечные ценности. Жив во мне видимо стержень предков не менять то, что работает. Когда мелкие отряды первых ариев попали впервые во враждебную туземную среду долины Инда, кто помогал им, кто сражал врагов, и кто я вас спрашиваю выиграл битву десяти царей? Вот то то же. Если вы читали эту историю, то знаете что Индра лично сделал это.

битва 10 царей

Помог Судасу. О Господь, прости этим людишкам их тщеславие и высокомерность. Я обещаю тебе, о Шакра, что допишу вторую часть трилогии про нуристанских богов, и тебе, о нет равных тебе среди богов, бык Девалоки и владыка Сварги, там отведено значительное место. Да, нуристанцы тоже поклонялись Индре, я бы даже сказала, что даже нуристанцы поклонялись Индре.

Так вот психованные, именно так переводится имя царя богов, имея ввиду его склонность мгновенно реагировать и постоянное желание убивать врагов. Поэтому Тор так похож на Индру в молодости. И именно поэтому все громовики стали покровителями воинов. По другому скажу, когда класс воинов выделился в ИЕ обществе, тогда роль бога – громовержца выделилась и заняла лидирующие позиции в пантеоне, очень сильно отодвинув отцов вседержителей. Каста воинов = бог громовержец. Перуна тоже люблю. Но про него что сказать. Не забывайте, что в балтийских сначала появился Деус, которого нет в славянских, а потом уже Перун, который везде есть. Пласты, не забываем про временные пласты.

«Отцу небесный утешителю душе истины..»

С этим понятно. Мы сейчас не будем вдаваться в другие подробности, потому что эпоха бронзы нас не очень интересует, разберемся с теми самыми отцами небесными и закончим  с религией.

Во первых, чьи они отцы. Вы сами то чьих будете?

Речь идет о многострадальном Уране и Варуне. Это отцы всех и всего. Отцы мира в целом и неба в первую очередь, и хочу обратить ваше внимание, и внимание лингвистов, что эти два имени дошли до нас в значении небо. НЕБО. Не моча, не урина, не защитник. НЕБО. Я друзья мои, на днях с ужасом поняла, что все слова в мире происходят от урины, чур меня, чур. Кто изучал этимологию Урана, то понял.

Гимн Варуне (VII, 86)

1    Того могуществом умудрены поколения,

Кто оба мира порознь укрепил, сколь ни огромны они,

Протолкнул небосвод он вверх высоко.

Двуединым взмахом светило толкнул и раскинул землю.

5    Отпусти же прегрешения предков нам!

Отпусти и те, что сами мы сотворили!

Отпусти, Васиштху, о царь, как отпускают вора,

Укравшего скот, как теленка отпускают с привязи!

Короче, прав был Ж. Дюмезиль объединив эти два имени. Понятно, что это разные языки, греческий и арийский. Каждое имя состоит из двух частей. Первый корень ур, вар ( уар) со значением небо, а второй, как вы видите уже знакомый нам предок ан, ун. И вся загадка. Да, мы не знаем первый корень, но это говорит о том, что мы его не знаем. Мы не можем говорить что его нет, потому что он перед нами с четким значением. Сюда же относится и многострадальная Сварга, сейчас удивлю вас, со значением НЕБО. Как и с Ванами германскими ее не могут никуда приткнуть, потому как всех смущает начальное св, якобы свет или святой. Но это не св, это буква с- приставка. А корень тут Вар, небо. Чем придумывать всякие несусветности, надо просто поискать этот корень, он наверняка найдется.

Как Иванов выше выводит корень вел ( Велес), которого тоже никто не знает, потому что видит его своими глазами, так и корень вар существовал в значении небо. Ищите его, да обрящите. Посвящаю эти строки Виктории Викторовне Савенко. Корень vr, защитник, вероятно отсюда же и произошел, и далеко не ушел вторично смешавшись с исходником в значении небесный покровитель, бог – защитник. Но он видимо гораздо моложе Урана и Варуны, которые уходят корнями на небывалую глубину. Именно об этом и предостерегал нас Трубачев. Надо различать пласты. Это я всем лингвистам говорю.

Далее про двойственность. Очень архаичный пласт проявляется в некоторых культурах и языках, где бог не один, а его двое вместе с женской ипостасью. Имена у такоих богов одинаковы, мы их воспринимаем как муж и жена, а что было раньше, уже не вычислишь. В крито-микенском это четко просматривается. В индийских Дев и Деви, в тохарских то же самое, читайте у Иванова. Дуализм это то, на чем выросло ИЕ сознание, религия, календарь и трехчастное деление мира эпохи бронзы.

9 и 3-4. Платформа девять три четверти. Практически вальс.

Одновременно с ваном, ванаксом по миру передвигалось удивительная лошадь « мар». Которая вошла в германские языки, каким что чудом в славянский мерином, в китайский и оттуда в сино-японский (6-7 век уже нашей эры), ну и конечно же митаннийский в значении колесница, марьяну – юноша колесничий. В кавказских это слово оставило целое гнездо ( чечен. мар-мужчина), а в более молодые малоазиатские языки осталось со значением слуга (колесничий – слуга). То –есть путь примерно такой же. Поэтому оставим это слово здесь.

Нам пора заканчивать. Два слова из десятисловника можете додумать сами. Нам главное было попробовать, и посмотреть что из этого получится. Ну и конечно хотелось бы понять, кто где жил, где чья прародина, и откуда есть пошла земля индоевропейская. Оформим в виде выводов. Вопрос соседства кельтов и ариев требует подробного разбора. Оставим его напоследок.

1 ЦЕО. Уже понятно и по религии и по ремеслам, что он существовал. Предки германцев соседствовали с предками славян, а ниже славян жили предки италиков. Германцы мы знаем где жили. Дальше в общих чертах понятно. Если вы прочитаете Трубачева том 3 про ремесленную терминологию, то поймете, что речь идет именно о шнуровых временах. Я привела пример только кузнечного дела, и если вы хотите подловить меня  что в шнуровую не было кузнечного дела, то читайте источник. Все кузнечные термины вышли их гончарных итд.

2 балты, куда они делись, и почему не принимали участия в ремесленных терминах? Потому что как они пришли на Балтику, так и повернулись лицом на восток. Все их интересы и миграционные потоки были связаны с Русской равниной. Я сейчас не имею ввиду прибытие гг N1a, она нас не сильно волнует в языковом смысле (уральские языки). Я сейчас говорю о культуре сетчатой керамики (текстильной). Представьте себе её ареал, и вам станет понятно, куда смотрели балты, когда италики славяне и германцы смотрели друг на друга. Балты еще вернутся, и вберут в себя и германские и славянские заимствования, но уже чуть позже.

3 явно выделяется полоса когда балты и арии встретились. И мы знаем эту полосу, она хорошо просматривается археологически. См статью про Джо. Это время когда культура многоваликовой керамики соседствовала с Монтеору и тишенецкой культурой. Время Девов и Паталы, бога пруссов и ада ариев.

4 Кельты и арии. Ох… больной вопрос. С одной стороны у кельтов слишком много в культуре арийского: переселение душ, жреческая каста, касты вообще в количестве трех, цвета касты как у саков иже иранцев, некие мифы, и вот как мы видим жреческое молоко или масло (масло ги?). С другой стороны в тот момент, когда арии жили еще где то в Европе, то ничего этого не было. И кельтов самих не было, и кентумных языков еще не было. Все только зарождалось. Как то так. То есть все реалии кельтов относятся к срубному времени. По ощущениям кто то передал арийские традиции кельтам, когда сами арии уже пришли в Индию.

Все прекрасно получается с культурой Монтеору и КМК, но вот беда, КМК очень бедная культура по погребальным дарам, и ни у кого не хватит духу предположить там касты, жреческое сословие и все такое. Даже у меня духу не хватит, честно. КМК это обычные пастухи и земледельцы. Знали ли они сами про касты. Могли конечно, учитывая что скорее всего именно через них продвигались Митанни и микенские псалии. Но как то это притянуто за уши. И опять же, 16 век уже до н.э. Арии на пути в Индию или уже пришли. Так что тут все надо делить на 10. И никаких заимствований из арийского в кельсткие, обратите внимание, это главное. Кроме масла. Такое чувство, что кто то пришел к кельтам, совершил проповедь, и ушел. Так что думаю что был буфер между кельтами и ариями, что само по себе интересно. От КМК до срубной кто – то обладал всеми вышеперечисленными признаками, и передал их кельтам. И вот эта калька с кастами и цветами каст больше указывает на киммерийцев допустим, или даже на самих саков –иранцев. Короче пока это загадка, и я не знаю как ее решить. Оставим как есть, не очаровываясь, чтобы потом не разочаровываться.

Дунай, Дунай, пойди узнай, где чей подарок,

К цветку цветок, сплетай венок, пусть будет красив он и ярок….

Основной вопрос, который всех интересовал, где жили арии? Остался как всегда не решен. Между Польшей и Доном — Синдом, друзья мои, где то тут.

И последнее, фатьяновцы. Мне не очень хочется в очередной раз перебирать одно и тоже. Многократно  обсуждали. Археологически у нас нет подтверждений что потомки сетчатой культуры вошли в мир скифских древностей. Антропологически вроде как есть следы фатьяновцев у современного населения. Нужно, и момент для этого настал, взять ДНК из многочисленных образцов, и поставить точку на этом вопросе.

Даже не знаю как эффектно закончить наш героический труд. Давайте просто без эффектов, скромно попрощаемся до новых встреч.

PS По поводу славянского Дива. Не включила его в статью, хотя он идентичен крито-микенскому di-we по звучанию. Но критянин в данном случае Зевс, а Дива очень сложно датировать как и понять его функции.

И самая главная новость, касаемая корня вар, небо, который я позволила себе предположить. Нашлось хорошее соответствие в хуррито-урартских. Обозначает созвездие Плеяды и цифру семь. Сложно сказать кто у кого подглядел, но мы будем искать дальше, и обязательно найдем дополнительные соответствия. Это я вам обещаю

(7)

С вами была Вероника Северная, практически Ванесса (эпитет Афродиты в крито-микенском), без пяти минут.

Список:

1 Вяч. Вс. Иванов. Микенское греческое wa-na-ka и его индоевропейские соответствия, стр 165
https://inslav.ru/images/stories/pdf/1977_Balkanskij_..

2 http://pereformat.ru/2017/08/ancient-dna/

3 Календарь из Колиньи
http://ponjatija.ru/node/15330

4 Названия домашних животных

https://inslav.ru/images/stories/pdf/1960_Trubachev.pdf )

5 В.П.Казанскене, Н.Н.Казанский. Предметно-понятийный словарь греческого языка (крито-микенский период) (pdf)

http://bookre.org/reader?file=347194

6 Старостин. Труды по языкознанию
https://vk.com/doc69003730_551687486?hash=e0eee9dde4553bac17&dl=f09f61d1c79024238e

7 Артур Бэшем. Что за чудо которым была Индия
https://www.rulit.me/author/beshem-artur/chudo-kotorym-byla-indiya-download-free-439324.html

8 https://aquilaaquilonis.livejournal.com/619483.html

https://vk.com/doc69003730_545375402?hash=d74429786444db95da&dl=68f303212573ff0ff4
Вопросы языкознания

10 Арии в долине Хуанхэ
http://pereformat.ru/2015/05/henan/

11 Королев А Введение в кельтскую филологию, 2006

12 Трубачев Ремесленная терминология в славянских языках: этимология и опыт групповой реконструкции, 1966

13 О.Н. Трубачев. Труды по этимологии. Слово. История.Культура. том 3

14 М.Фюрхольт. Абсолютная хронология и возникновение культуры шнуровой керамики.

https://andvari5.livejournal.com/5114.html

Базовая лексика культуры боевых топоров: 6 комментариев

  1. Савенко В.В.

    Только прочла статью, но охватить ее с экрана невозможно. Нужно печатать и смотреть. Но про то, что касается моей темы могу написать сразу.

    И так Варуна. Во многих ИЕ-языках есть отглагольный аффикс -ana,-una,-ona, -ina и т.п. Никакого внука тут нет. Это случайное созвучие.
    Имя Var-una отражается один из аспектов его деятельности. А именно, его опекунскую (защитную) функцию над западной стороной света. Эта очевидная этимология и не я первая об этом говорю (в Вестнике некоторое время назад была статья об этом).
    В одной из статей я писала, что Варуне приносили клятву на оружии (тут намек на топоры)) и фактически клятва давалась богу и бог карал в случае нарушения. У нас клятву на оружии давали Перуну (который по законам эволюции фонетики мог произойти из Варуны). Но в Европе у скандинавов есть Вар служанка богини, которую призывали в качестве свидетельницы при принесении клятвы. Статус пониже и функция видоизменена, но это отголосок того же самого религиозного мировоззрения. А имя практически тоже самое. Отглагольный аффикс -а (Вар-а) самый распространенный в прошлом и он чаще всего в ИЕ-языках «пропадал». Фактически это «пропадание» есть своего рода признак древности.

    В имени Варуна никакого «неба» нет. НО.

    В санскрите помимо хорошо известного S(U)VARGA употребляется для «небес» SVAR. И это не «небо» в нашем сегодняшнем понимании, а «небеса Индры», фактически «рай», где живут боги и души праведников (т.е.их убежище). В пространстве это место «огорожено» — расположено между Солнцем и Полярной Звездой. Не все, что сверху называлось сварга. Синонимом этого слова является не «небо» в нашем сегодняшнем значении, а сегодняшнее «город/град».

    Нравится

    1. Хуррито-урартское wa(H)er — семь звезд, семь духов, Плеяды.
      В самом конце статьи, где постскриптум. Вот семь небес оно все сюда идет.
      Я понимаю вашу позицию, вы много исследовали этот корень, vr, в его защитном значении. И тут придраться не к чему.
      Но я говорю не об этом корне, и даже не об этом времени, когда арии ушли из Европы, а кельты по ней расселялись. Я говорю о времени более раннем.
      Просто у нас разные источники, которые формируют разный взгляд.
      Но слово ванакс зафиксировано именно в значении предок, божественный предок. Так что никуда не денешься. Может суффикс ан — ун и совпадение, но у древних людей не так много слов было в обращении, не верю я в совпадения.

      Нравится

      1. Савенко В.В.

        >>.. но у древних людей не так много слов было в обращении..

        Смотря у каких древних людей. У тех, которые были современниками Z645 слов в обращении было много. Об этом недвусмысленно говорит множество общих корней Европы и Древней Индии. Об этом кратко не скажешь и не покажешь.
        Но один аспект стоит отметить – он не о совпадении фонетики+семантики, а о некоторых общих структурных особенностях. Есть в санскрите серия дублирующих по семантике корней, у которых к корню «приклеено» j (дж), например – идти (i, ij), соединять/разделять (yu, yuj), открывать/закрывать/скрывать (vR, vRj). Их производных полно в европейских языках, а значит все это можно отнести ко времени и боевых топоров.
        Потому var- и varg- (и их фонетические производные) «живут» во всех ИЕ-языках. Но их «защитная» функция не должна заслонять то, что это по историческим меркам достаточно позднее семантическое переосмысления значений открывать/закрывать/скрывать. Тело человека, например, в циркумбалтийском регионе всегда нуждалось в защитных покровах, как минимум. И до того, когда топоры стали применяться в качестве оружия.

        >>… Хуррито-урартское wa(H)er — семь звезд, семь духов, Плеяды.
        В самом конце статьи, где постскриптум. Вот семь небес оно все сюда идет.

        Если Вы ощущаете, что это «другой» корень var-, то Вы правильно ощущаете. В ИЕ-языках есть на первый взгляд два разных корня var- и только по одному из них я написала исследование. Но при этом я занималась изучением и второго. Пыталась понять имеют ли они в прошлом «общий корень». Второй корень vR- и тоже «в паре» с vRj имеет значение собирать/разделять. Именно эта «парность» является косвенным указанием на то, что j (дж ) «приклеилось» до того, как этот глагол распался на два направления.
        Другим уже не косвенным указанием на «родство» еще в более глубокие времена, чем даже Z645 и «боевые топоры» является указание лингвистов, которые в описании слова vara говорят, что иногда трудно точно установить от какого из корней vR оно произошло, т.е. могло и от того и от другого по смыслу.
        При этом лингвисты указывают, что словом vara может называться что-то «ограниченное» в пространстве или времени. И, что здесь первично – ограниченность (огражденность) или разделенность друг от друга в общем-то не имеет значение.
        Отсюда в древнеиндийском языке название дней недели является составными словами со второй частью –vara. А страна их называлась Бхарата вар-ш-а.

        В позднем классическом санскрите словом vara обозначали также любое «множество/большое количество» от семантики собирать/складывать (противоположной к «разделять»).

        Возвращаясь к хурритам — их Плеяды (wa(H)er) означают банальное «со-бра-ние» (созвездие, скопление).

        В целом Вы правы, корень vR/var существовал в те времена, о которых Вы пишете.

        Нравится

  2. Спасибо Виктория Викторовна! Есть над чем подумать.
    Я если честно сомневаюсь, что совсем первые индоевропейцы по языку небо воспринимали как мы. Но вот как именно это вопрос.
    Плеяды Старостин перевел именно как число семь. Мне сразу вспомнились семь небес,это я уже написала, и меня отвлекли не написала «семь Панеу», персонажи нуристанской мифологии. Я их как раз всегда с большой медведицей ассоциирую, но может и Плеяды. В принципе какая разница. Зависит от того, где они жили в момент сложения мифа. Вероятность близости к митанни и хурритам большая на тот момент. Так что может эти семь Панеу, охотники, спутники богини Дизани, которая ранее главенствовала в пантеоне, и есть знак, указывающий на хурритские Плеяды. Как след на гугл карте)))))

    Нравится

    1. Савенко В.В.

      Вряд ли возможно будет установить первые индоевропейцы или еще более древние европейцы сформировали мировоззрение о том, что «рай» находится на «небе». Но я не сомневаюсь в том, что это было в ЕВропе задолго до христианства. Не только в ВК послагец богов «птица Слава» имеет крылья для передвижению по небу. Есть еще особое место в мифологии лебедей.

      Нравится

      1. Трубачев давно писал что слово рай в славянских до христианское, при отсутствии понятия ад

        Нравится

Оставьте комментарий